<< назад к списку
Российский СПА бизнес сегодня
Российский СПА бизнес по-прежнему малоисследован, малоизучен, и для многих представляет из себя загадочную «Терра Инкогнита». Любую информацию приходится собирать буквально по крохам. Нам повезло взять интервью у Президента Международного Совета по развитию индустрии спа и веллнесс (SWIC) Елены Богачевой, автора книги «Спа-мания - диагноз века».
1. Сколько СПА в России?
Точное число объектов Спа в России никто не может назвать, поскольку не было до сих пор ни стандартизации отрасли, ни масштабных исследований рынка. Цифры " с потолка" появлялись периодически на сайтах различных компаний, в готовых продуктах, именуемых " маркетинговые исследования" и предлагавшихся за достаточно высокую стоимость. В основе последних, как правило, лежали какие-нибудь популярные спа- услуги, на основании которых заведение было отнесено к разряду "Спа".
Первая попытка классифицировать российские Спа и определить их численность была предпринята в связи с составлением справочника "Красные страницы Спа". Была проанализирована база данных более 600 российских санаторно-курортных комплексов, половина из которых якобы предлагает своим клиентам широкий спектр Спа-услуг- как медицинских, так и бытовых. В итоге значительное число СКК было отнесено к современным спа-комплексам. По международной классификации это - медицинские спа или спа на природных источниках. После "фильтрации" большинства заведений рынка, позиционирующих себя как Спа-салоны, или дейспа, в списке оказалось еще полтысячи. В совокупности, вместе с немногочисленными гостинично- курортными (немедицинскими) Спа и Спа-отелями сегодня правомерно говорить о приближении. К показателю 2000. Это ничтожно маленькая цифра для страны с сильными традициями курортолечения и банного сервиса. Но это совсем не плохо для всего пятнадцати лет формирования рынка Спа, если помнить, что в других развитых странах его история исчисляется десятилетиями.
Тем не менее, рынок Спа в России еще находится в стадии формирования, и динамика его развития может быть существенно активизирована с введением ГОСТов на Спа-услуги и ростом сегмента отелей 4-5 звезд.
2. Некоторые предприятия красоты и здоровья называют себя «СПА», порой в рекламных целях. Много ли таких?
Классическая концепция Спа не настаивает на конкретном перечне процедур или услуг. Краеугольный камень современной концепции- это холистика в сочетании с особой обстановкой повышенной комфортности и высоким сервисом. В этом смысле салон площадью 250 кВ.м с зоной отдыха и juice-баром- в большей степени относится к сегменту Спа, чем мега-комплекс с 20 видами бань, протекающим потолком и предлагаемыми в среду полотенцами и халатами. В России соотношение истинных Спа и "псевдо-спа", или " недо-Спа" ужасающе! Огромное число заведений используют популярные понятия "Спа" и "веллнесс" в маркетинговых целях, не опасаясь ни критики клиентов, ни ведомственных проверок. Одна из причин- отсуствие в течение длительного времени стандартов ( национальных и корпоративных) отрасли и непрофессиональный подход к созданию Спа-объектов.
3. Так сложилось, что СПА - это скорее для богатых. А есть ли перспективы появления СПА, рассчитанных на широкий слой населения?
Спа никогда не были ориентированы на какой-либо класс или уровень платжеспособности. Во всяком случае, не более, чем сеть кафе "Шоколадница", или магазины "Zara". Некорректное ценообразование было следствием того же низкого профессионализма, что и неграмотное проектирование и оснащение спа- центров. Но Спа никогда и нигде в мире не станет заведением сегмента "эконом", потому что экономия и инвестиции в свое здоровье и душевное благополучие - вещи несовместимые. Более доступные среднему классу цены на Спа-услуги могут быть достигнуты за счет более активного использования локальных ресурсов, введения гибких систем оплаты труда, наконец - с помощью смещения акцента на деперсонализированный сервис. Но только не за счет снижения планки сервиса!!!
4. В последнее время появляется все больше и больше массажных салонов - тайские, балийские и др. экзотические заведения. Можно ли отнести их к СПА индустрии, или это что-то иное?
Этно-Спа , или Locality- тренд последних лет во всем мире. Только другие страны идут по пути извлечения "из недр" местных, национальных традиций, а у нас , по привычке, активно импортируются культура и обычаи других, малопонятных российскому потребителю, стран. Большинство создаваемых на нашем рынке экзотических заведений с вывеской "Спа" по сути являются рядовыми массажными салонами, но и в этом сегменте встречаются довольно изысканные образцы. Пример- восточноевропейское по концепции Mandara Spa в отеле ЛОтте. Разграничителем здесь является не форма (восточный антураж, иностранные специалисты, этнические методики), а все тот же высокий сервис и особая атмосфера. Если последнее есть, Спа может быть хоть чукотским, но это будет Спа. Само по себе присутствие тайских массажисток или китайских фонариков ни в коей мере не указывает на принадлежность к рынку спа. В США есть огромная сеть массажных салонов "Massage Envy". И хотя спектр их услуг очень ограничен, а бассейнов или термариумов там никогда не было, это полноправные игроки рынка Спа. В силу вышеуказанных признаков.
5. Приведите примеры лучших, на Ваш взгляд, СПА-обектов
По аналогии с цитатой из "Анны Карениной", все Спа хороши по-своему. Выбор " своего" Спа- вопрос индивидуального вкуса и предпочтений. Кому-то важно наличие аква-зоны, а кому-то- только персональное обхождение. Более десятка достойных (носить свое название) Спа были участниками прошлогодней премии Perfect Spa . Информация о них есть на сайте
Безусловными лидерами рынка сегодня являются Спа в отелях международных операторов - Mandara Spa, ESPA, Spa by INtercontinental... Но есть и отечественные бриллианты в короне Российской спа-империи. Называя их, можно невольно обидеть кого-то, забыв упомянуть. Среди "ветеранов движения" - Villa Spa в Калининграде и Спа-отель "Большие соли" в Ярославской области, "Пространство красоты" в Новосибирске и First Spa в Москве. Открытия последних лет, которыми можно смело гордится- "Crystal Spa &Lounge " (Санкт- Петербург), "Luciano" (Казань), "Green Spa" (Воронеж), " Расстал" (Набережные Челны), "Лисья Нора" (Московская область), Спа-салон "Veronika Herba" (Москва). Это жизнеспособные, непафосные заведения, куда нестыдно пригласить иностранных экспертов, отказывающихся верить, что в России есть свои настоящие Спа. Все они, несмотря на различные концепции и услуги, местонахождение и целевых клиентов, объединены высоким профессионализмом создателей и безупречным сервисом.
16.08.2013
|