<< назад к списку
Право на инкогнито
Елена Москвичева
На днях в России прошла встреча глав компаний топ-200 потребительского рынка Annual CEO Briefing. Среди прочих тем обсуждалась и проблема управления базами данных потребителей. Стоило только спикерам задеть тему Bigdata (большая база данных), как с мест посыпались вопросы о том, как она используется, охраняется и имеет ли компания этическое право знать о потребителе все!
Базы клиентов собирают все
Тема животрепещущая и на рынке индустрии красоты. Каждый салон красоты собирает базу клиентов - в той или иной степени интересуясь не только именем и адресом, но потребностями и предпочтениями. И каждый руководитель рассчитывает, что в дальнейшем он эффективно использует эти данные для рассылки писем клиенту, sms-сообщений, телефонных звонков и других рабочих контактов, которые позволят продвинуть те или иные услуги салона красоты.
При этом сами руководители красивого бизнеса бывают недовольны, когда их почту засыпает спам с предложениями срочно что-либо купить, когда на личный телефон приходят звонки от менеджеров незнакомых фирм, а с днем рождения поздравляют абсолютно незнакомые люди, в глазах которых неугасаемо горит простой корыстный интерес - что либо вам продать.
Базы данных в индустрии красоты давно уже стали общими:
- менеджеры, переходя из компании в компанию, забирают с собой списки руководителей и владельцев;
- на разных семинарах и тренингах звучат призывы спикеров - оставьте мне свои контакты или же напишите мне, если хотите получить презентацию;
- на выставку не пройдешь, пока не напишешь свою фамилию и свой номер телефона.
Понятно, что все эти сведения нужны для дальнейших деловых контактов, имеющих цель продвижение товаров, услуг. Однако иногда терпение заканчивается.
Кое-кто это делает насильно
Как пример такого насильного сбора контактной информации можно привести письмо, пришедшее на наш адрес:
"Пишу вот по какому вопросу: 9 февраля этого года мы приехали на выставку Косметик Экспо как посетители. На кассе объявление: вход 300 р. Мы заплатили и купили 2 билета. Далее кассир дал нам два бланка и сказал, что пока мы их не заполним нам не дадут браслет, а без него не пустят на выставку. В ответ я сказала что не хочу оставлять свои личные данные - телефон, адрес, ФИО, почту и т д. Тем более на бланке внизу нужно было поставить галочку и согласится с обработкой моих данных. На что менеджер мне ответила: соврите, напишите выдуманные данные. Зачем мне это? Я имею право просто отказаться от анкеты и за свои деньги попасть на эту выставку? Без браслетов не пустил охранник, пришел какой то менеджер и сказал что ругаться бесполезно "все стоят и пишут, вы - не лучше". Хамство непередаваемое, жаль не записали на видео. На выставку не пошли принципиально. Скажите пожалуйста, обоснованы ли требования организаторов выставки? У вас на сайте заметила статью на близкую тему о том, как одна компания-поставщик косметической продукции рассылала свои рекламные письма все подряд. Одно дело в масштабах фирмы предпринимать такие действия, другое - на огромной и авторитетной выставке!"
Давайте сначала рассмотрим ситуацию с точки зрения закона. Она достаточно полно исследуется с помощью статей Федерального закона "О персональных данных", в котором сказано, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
И мы видим ситуацию, в которой собственно, посетителя выставки откровенно принуждают дать это согласие, предъявив его как непременное условие посещения выставки. Тут самое время вспомнить и другой закон - "О защите прав потребителей", в котором сказано, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, кроме всего прочего, и условия приобретения. В данном случае обязательным условием входа на выставку становится передача свои персональных данных, но об этом в информации о выставке нигде не говорится, что опять же является нарушением.
Однако вернемся к закону о персональных данных, в статье 9 прямо указано, что "субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе".
Обратите внимание - сам, свободно, своей волей!- а, следовательно, передача персональных данных не может быть обязательным условием посещения выставки.
Далее в этом документе везде говорится о правах оператора обработки данных и нигде нет упоминаний об обязанностях субъекта эти данные давать.
Кстати, тут мы имеем дело с поворотом ситуации, небезынтересным для владельцев салонного бизнеса:
В Постановлении Правительства об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг сказано, что исполнитель и заказчик (то есть пациент) должны подписать договор об оказании медицинской услуги. Договор, как известно, юридический документ, в котором должны быть указаны данные сторон, иначе он будет признан недействительным.
Но в случае продажи товаров и услуг, а выставка - это тоже продукт, договор об обслуживании клиента не подписывается, следовательно и данные его необязательны.
До сего дня все выставки в индустрии красоты (и не только) собирали и продолжают собирать данные о посетителях. Посетители часто пишут неправдоподобную информацию, чтобы защитить себя от спама во всех видах. Но это делает старое поколение, которое выросло под лозунгом "мы делаем вид, что работаем, вы делаете вид, что платите".
Пришли другие времена и другие люди. Они не хотят участвовать в бале-маскараде, им нужны честные деловые отношения и они знают свои права.
Видимо, организаторам выставок (и не только KIEXPO!) придется этот фактор учитывать.
06.03.2013
|