<< назад к списку
Индустрия красоты. Девушка созрела?
Четверть века. В 2016 году осенью индустрии красоты в современном понимании этих слов исполнилось четверть века. Да… Косметологи бы уже посоветовали бороться с первыми признаками старения…
Однако мы будем более деликатны по отношению к индустрии красоты и назовем этот этап – вхождением в зрелость.
В чем проявляются первые признаки зрелости?
1. Качественно изменился круг инвесторов и управляющих бизнесом.
Все больше тех, кто вкладывает деньги в салоны красоты не потому, что решил купить дорогую игрушку, а потому, что хочет зарабатывать на этом деньги.
Теперь инвесторы готовы даже заказывать маркетинговые исследования по территории, чтобы понять ближайшие перспективы развития. Кроме того, есть опыт частных исследований по аппаратам и препаратам, когда инвесторы, прежде, чем вложить средства в покупку, просят независимых аналитиков составить небольшой аналитический отчет по продукту - востребованность на рынке, репутация, возможности технического обслуживания, маркетинговое сопровождение продукта компанией-поставщиком, обучение кадров и… судебные истории, так или иначе связанные этим косметологическим продуктом.
Управляющие салонами красоты и клиниками косметологии настроены на учебу. В большинстве случае у них уже есть экономическое или психологическое образование (у немалого числа - и то, и другое), теперь они посещают курсы, где можно получить знания по управлению именно в сфере индустрии красоты.
2. Появились организации со стабильной деловой репутацией, к которым можно обратиться на сопровождением бизнеса - от подбора помещений до получения лицензии. Более того, эти организации больше не скрывают свои успехи за словами «коммерческая тайна», а выкладывают в открытом доступе результаты своего сотрудничества с сетями салонов красоты, с отдельными предприятиями. То есть информация открыта, поддается анализу, работает на осведомленного инвестора. Начала работать система рекомендательных писем.
3. На наших глазах рождается новая система подготовки и оценки квалификации кадров. В 2014 году были приняты первые профессиональные стандарты, в 2016 созданы первые ЦОКи - центры независимой оценки квалификации. Выданные ЦОКами документы о соответствии профессиональному стандарту - это подтверждение того, что специалист соответствует современным представлениям о том, что должен знать и уметь мастер.
4. Первые успехи профессиональных сообществ. Мы пока не созрели для профессиональных сообществ, объединяющих всех представителей индустрии красоты. Все попытки рушатся на первом - организационном - этапе. Как только дело доходит до создания юридического лица, открытия счета, регистрации устава, энтузиазм уходит в песок. Единственные, кому удалось преодолеть организационный барьер, это специалисты СПА. Их объединение - Международный совет по развитию SPA и WELLNESS действительно стал рабочим органом для предприятий спа.
Однако не только в сети, но и в реальности организуются небольшие группы владельцев предприятий индустрии красоты, которые пытаются совместно решать насущные проблемы. Такие группы обычно образуются из единомышленников, познакомившихся на каком-либо учебном проекте. Они не теряют связи между собой, делятся информацией о продуктах, поддерживают друг друга во время проверок, решают кадровые вопросы, если возникает проблема с мастерами, а даже пытаются совместно отстаивать свои права перед поставщиками. Специалисты тоже объединяются в группы, но это чаще профессиональные сообщества в сети. Интересно наблюдать, как в этих группах изгоняют нещадно тех, кто пытается что-то рекламировать, обсуждают фотографии до и после услуги … делятся мнениями о работодателях.
5. Индустрия красоты за последние пять лет вырастила и своих юристов, которые защищают интересы клиник и салонов красоты во время проверок, в конфликтах с потребителями-экстремистами, в корпоративных спорах и т.д. И это тоже признать отраслевой зрелости.
6. И еще радует тот факт, что теперь опыт и знания не рождаются в Москве в головах двух-трех известных консалтеров, а действительно генерируются в разных регионах страны. И за опытом теперь можно поехать в Сургут или Владивосток, Екатеринбург или Саратов, Казань или Санкт-Петербург. Регионы собирают представителей индустрии на интересные образовательные проекты (и москвичи с удовольствием едут туда учиться!). Региональные проекты привлекательны тем, что основаны на реальном российском опыте (со всеми вытекающими последствиямиJ), а не калькированы из заграничных книг из серии «Как я преуспел в этом бизнесе».
7. Зрелой можно считать ту отрасль, у которой есть своя терминология. Мы бодро идем по этому пути. В 2016 году вышло переиздание популярного российского словаря косметических ингредиентов, проходит процедуру регистрации ГОСТ «Услуги бытовые. Термины и определения». Уже работают Госты по терминам и определениям в СПА.
8. И последнее: индустрия красоты находится в процессе деления, что тоже присуще любому здоровому развивающемуся организму.
Только процесс этот идет своеобычным путем.
Салоны красоты определяются, что выбрать: бытовые услуги или медицину. Далее организации бытовых услуг чаще дробятся: студии колорирования, студии маникюра и педикюра, brow-бары, лаборатории химической завивки, тату-салоны. А медицинские организации, напротив, впитывают новые отрасли медицины: клиники косметологии, клиники молодости и здоровья, многопрофильные медицинские центры.
Но разве только все перечисленное выше доказывает жизнеспособность отрасли? Нет! У нас есть один главный неопровержимый аргумент. Мы прошли через три серьезных экономических кризис. И устояли! Доказали свою жизнеспособность.
-----------------
#тренды2017 #тенденции2017 #прогноз2017 #Москвичева #новостизаконодательства
04.02.2017
|