<< назад к списку
Сетям салонов красоты в России не везет
Прошло всего четыре года после того, как крупнейший российский производитель парфюмерно-косметической продукции концерн "КАЛИНА" объявил о планах по созданию сети салонов красоты под брендом Dr. Scheller Beauty Center.
Для реализации проекта 13 июня 2007 года было создано дочернее предприятие концерна, ООО "Dr. Scheller Beauty Center ".
Предполагалось, что сеть салонов красоты позволит создать пространство, на котором можно будет использовать продукты немецкой компании Dr. Scheller Cosmetics AG . В пресс-релизах сообщалось, что реализация проекта позволит концерну "КАЛИНА" выйти на новый рынок салонного бизнеса.
Инвестиции в создание первого салона красоты составили (по данным открытых источников) не более 300 тыс. евро.
Далее планировалось поэтапно реализовывать проект в и течение десяти лет вложить в развитие сети от 450 до600 млн. евро. Уже к 2012 году по миру должно было работать около тысячи салонов красоты под брендом Dr. Scheller Beauty Center.
Реальность спутала все планы. Концерн «КАЛИНА» - закрывает единственные свои пять предприятий красивого бизнеса, действовавшие в Екатеринбурге.
Правда, точного количества заведений на самом деле никто не знает, в центре внимания прессы оказались те, что имелись в Екатеринбурге. Именно здесь руководители "КАЛИНЫ" планировали занять 60 процентов рынка салонов красоты и сделать их мощным инструментом продвижения продукции, выпускаемой концерном.
Это был вполне западный проект, внятный с точки зрения менеджмента посткапиталистического общества, когда транснациональные компании распространяют свое влияние не только в сфере производства продукции, но и во всех остальных, с продукцией связанных. Так сказать, вертикальная диверсификация бизнеса. Желание взять под контроль процесс продаж косметики от начала и до конца в России терпит неудачу.
Аналитики связывают это с экономическим кризисом, а также с тем, что в начале ноября 2010 года Kalina International SA (Швейцария), входящая в концерн "КАЛИНА", заключила сделку по продаже 100-процентного пакета акций германской компании Dr. Scheller Cosmetics компании Coty.
Пять лет понадобилось "КАЛИНЕ", для того, чтобы владея только 58,4% акций в 2005 году увеличить свою долю в уставном капитале Dr. Scheller Cosmetics AG до 97,01% и начать процедуру принудительного выкупа акций у миноритариев. Сделки были завершены весной 2010 года, а в ноябре Dr. Scheller Cosmetics меняет хозяина.
А летом 2011 года в Арбитражный суд Свердловской области направлены иски о банкротстве салонов красоты. Инициаторы процедуры финансовой несостоятельности – сами центры красоты. Причем, как выяснилось, от присутствия в проекте у "КАЛИНЫ" осталось только название (компания не продавала Coty название как товарный знак, оставив его пока с своей собственности). В салонах под маркой Dr. Scheller Beauty Center сейчас работают другие предприниматели, которые взяли помещения вместе с косметологическим оборудованием а аренду.
Несостоявшийся взлет салонного бизнеса "КАЛИНЫ" обсуждается аналитиками индустрии. Так Виталий Калугин считает, что кризис - ни причём и если бы не он, то проект просуществовал бы лишний год и всё равно был бы закрыт. Эксперт полагает, что изначально проект был обречён – недостаточно одних денег, чтобы прийти на высококонкурентный рынок без команды профессионалов, подготовленных кадров и «задавить» всех местных игроков рынка только новым брендом.
Эксперты КО "Фабрика бизнеса" полностью согласны с независимым аналитиком Виталием Калугиным. Рынок индустрии в Екатеринбурге насчитывает более шестисот салонов красоты, по развитию салонный бизнес региона занимает третье место в России, уступая только Москве и Краснодарскому краю. Среди сильных игроков рынка красивого бизнеса трудно создать себе пространство, на котором можно было бы быстро и, главное, не вкладывая больших средств развивать широкомасштабный салонный бизнес. А поскольку в отчетах концерна КАЛИНА не было указано, что планируемые миллионы евро ушли на развитие салонов красоты , мы склонны думать, что проект был обескровлен.
Впрочем, не только деньги мешают в России развиваться сетям. Среди других причин аналитики индустрии красоты называют:
- отсутствие экономически гибкой модели управления сетью салонов, что при нестабильности российской экономики очень важный фактор развития.
- отсутствие четкой системы подготовки персонала для индустрии красоты, что ставит под удар саму идею стандартного оказания услуг в сети салонов.
- отсутствие квалифицированных менеджеров, способных организовать бизнес-процессы в рамках требований к сетевому предприятию.
Да что у нас все "отсутствие, отсутствие...".
Есть ведь и наличие:
Неизбежное наличие серых схем бизнеса, которые не позволяют видеть процесс развития сети в реальных масштабах.
Впрочем, о том, что сеть обречена, еще в ноябре 2010 сказал сам Тимур Горяев, председатель Совета директоров концерна "КАЛИНА", выступая в топ-клубе управленцев Ассоциации выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Свердловской области:
" - Сеть салонов красоты «Доктор Шелер» возникла как результат теоретического спора о том, что ждет косметику в будущем. Была точка зрения, что в будущем косметика умрет, примет иную форму. Будет биохимия с одной стороны, когда с помощью пилюлек люди будет преображаться на глазах, будет генная инженерия с другой стороны, когда человек будет сразу рождаться с хорошей кожей без дефектов. И третье - будут некие немедицинские учреждения, где человек будет быстро и качественно проходить необходимые процедуры для того, чтобы выглядеть красивым. Так нам виделось будущее.
Но есть вторая часть, и она не менее важна, - исполнение. Вы можете писать гениальную музыку, но если ее будет исполнять похоронная команда, человечество не поймет".
06.07.2011
|