Способы стать владельцем салонного бизнеса. Часть третья: франчайзинг в индустрии красоты
Валентина Мовилло
В предыдущих двух публикации мы рассказали о плюсах и минусах покупки салона красоты на вторичном рынке и о вариантах создания салона красоты с помощью специалистов. В данной статье пойдет речь о возможности создания салона с нуля с помощью франчайзинга.
Франчайзинг отличается от создания салона «под ключ» тем, что главная его идея – тиражирование уже существующего бренда как модели бизнеса. То есть теоретически любой может стать покупателем права на использование бренда и соответствующего технического и технологического наполнения. Это не надо путать с созданием «сетей» салонов, имеющих закрытую для посторонних структуру. На сегодняшний день, насколько нам известно, к схеме франчайзинга обратились российские марки «Персона», «Александр Тодчук» и «Инфанта». Из них только «Инфанта» публикует открытое предложение франшизы, разработанное компанией «Магазин готового бизнеса».
Исходя из этого предложения, покупая франшизу «Инфанта», вы получаете тот же самый пакет услуг, что и в случае покупки «под ключ», плюс:
1. Право пользования торговой маркой «Инфанта».
2. Ноу-хау и технологии.
3. Обучение и стажировку персонала.
Предоставление материалов, разработанных специалистами на основании опыта: Пособие по управлению клиникой. Пособия по обучению и управлению персоналом. Технологические карты лечения, учета и любых иных программ, разработанных во время сотрудничества.
Информационная поддержка и постоянное консультирование после открытия.
Стоимость франшизы сети «Инфанта» составляет 30 тыс. долларов, общий размер инвестиций в открытие салона – 140-220 тыс. долларов. Величина роялти является фиксированной (700 долларов в месяц), при этом лицензионные отчисления начинают выплачиваться только с пятого месяца работы салона. Срок окупаемости инвестиций - 2-2,5 лет. Этот показатель можно назвать средним для российского beauty-бизнеса. Однако снижение рисков инвестиций, по мнению специалистов МГБ, делает покупку франшизы более выгодным вариантом, чем создание фирмы «с нуля». В МГБ считают, что в последние несколько месяцев на рынке франчайзинговых предложений резко вырос интерес к покупке действующих салонов красоты – только в октябре 2004 года поступило более 150 заявок (из них около 60 региональных) на приобретение таких компаний.
«Плюсы»:
Франчайзинг хорош как старт для людей, не имеющих опыта открытия и ведения салонов. По сути, в этой схеме новичок получает продуманную и проверенную схему успешно работающего бизнеса. Доля банкротств в таком случае в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку сеть салонов защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации (по сути — консалтинг) и устанавливая стандарты.
Специалисты считают, что у российского франчайзинга хорошие перспективы в регионах, так как российской марке легче организовать рекламную компанию, и стоимость ее франшизы не так высока, как у западных брендов. Разработать собственную франчайзинговую программу можно самостоятельно, или обратившись к специалистам, имеющим опыт разработки франчазинговых программ.
«Минусы»:
Понятие франчайзинга салонного бизнеса у нас не закреплено на законодательном уровне. Отсюда и все возможные проблемы при урегулировании претензий и споров. Нам не удалось прояснить, что продавцы франшизы понимают под торговой маркой и рекламной поддержкой бренда «Инфанта». Даже бренду, широко известному на западе, требуется время для того, чтобы обрести известность и хорошую репутацию на российском рынке. Франчайзинг предполагает широкую рекламную деятельность самого франчайзора, ведь узнаваемость марки входит в «пакет».
Весь мировой франчайзинг держится на роялти, то есть отчислениях франчайзору процентов с чистой прибыли. Здесь же вам предлагается платить фиксированную плату вне зависимости от того, насколько успешно пошел у вас бизнес.
|