Делаем бизнес на блинах и слойках
Автор: Андрей Петраков, компания RestCon
Под знаком блина
Блины популярны. Это очевидно. Достаточно посмотреть на количество людей, желающих их заполучить и становится понятным, что на рынке отечественного быстрого питания взошла новая звезда по имени блин.
Подобная популярность продукта не могла остаться незамеченной инвесторами и, как показало голосование на сайте "RestCon", блины являются самым привлекательным объектом для инвестирования после комплексной кухни.
Инвестиционная привлекательность продукта помимо популярности среди населения вызвана существенной разницей между ценой розничной реализации продукта и его себестоимостью.
Себестоимость блина, в среднем составляет около 2 рублей. "Голый" блин продается, в среднем, по 10-15 рублей, т.е. с наценкой порядка 400-700%.
Наиболее популярные форматы:
- Формат автоприцепа
- Формат фуд-корта
- Формат отдельностоящего павильона или же стационарного заведения.
Принципиального различия в предлагаемом ассортименте в различных форматах бизнеса не много. В павильонах, на фуд-кортах и в стационарных заведениях, как правило расширяется ассортиментное предложение за счет добавления блюд в первую очередь русской кухни, которая лучше всего подходит к блинам. Это могут быть каши, супы, закуски, салаты и т.п. Причем ингредиенты, входящие в состав начинок для блинов с успехом используются для производства салатов. Дополняется ассортимент напитками - чаем, кофе, соками, квасом, пивом.
Стационарные заведения при наличии помещений могут иметь свою собственную кухню. Что же касается автоприцепов, то для предложения нормального ассортимента потребуется отдельный производственный цех. А это уже дополнительные затраты на оборудование, помещение, персонал. Очевидно, что организовывать вынесенный производственный цех на один автоприцеп просто невыгодно. Блины, как и многие другие предприятия из разряда монопродуктовых лучше всего чувствуют себя в сетевом варианте.
Как показывают расчеты, делать заготовительный цех имеет смысл на количество точек в виде автоприцепов не менее 4-5-ти. При этом суммарные затраты на организацию подобного бизнеса составят ориентировочно $90-100 тыс.
В настоящее время отмечена тенденция при которой все больше предприятий монопродукта расширяют свой ассортимент, планомерно продвигаясь к комплексному предложению. Причем, очень часто это происходит за счет использования "территории" других монопродуктов.
Например, блинов и печеной картошки, блинов и чебуреков, блинов и пончиков, пирожков, сосисок в тесте и т.п. Причем это верно не только в отношение блинов, но и других монопродуктов, использующих блины для разбавления своего ассортимента. Это относится и к автоприцепам и к стационарным предприятиям. Лучше всего ветвить ассортимент подобным образом в стационарных предприятиях - там, где побольше места, можно ввести дополнительных продавцов, сделать все красиво.
В отношение размещения точек по продаже блинов по сравнению с другими монопродуктами добавить что-то новое сложно - успешность точки продаж жестко зависит от места, в котором она расположена.
Бизнес на слойках
Суть бизнеса заключается в реализации через точки продаж слоек. Слойки доготовливаются на месте. Доготовка заключается в выпекании готовых полуфабрикатов.
Общая схема реализации продукта
Важное достоинство заключается в том, что в большинстве случаев нет необходимости в организации своего собственного заготовительного цеха. Практически в любом крупном городе (миллионнике) найдется предприятие, выпускающее готовые полуфабрикаты. Они практически везде стандартные - линия по производству дает производителям одинаковые возможности.
Подобная стандартизация для точек продаж, несомненно, снижает финансовый порог вхождения в этот бизнес - фактически, необходимо приобрести автоприцеп - либо готовый, с установленным оборудованием, либо купить и установить оборудование самостоятельно - особых сложностей это не вызывает. Доставка полуфабрикатов часто обеспечивается производителем, что убирает из статьи расходов автотранспорт и расходы на зарплату водителя и ремонт машины.
Для успешной торговли необходимо проходное место. От этого напрямую будут зависеть сроки окупаемости проекта. В среднем, окупаемость в пределах года для одной точки - вполне приемлемый показатель. При удачном стечении обстоятельств можно окупиться и менее, чем за пол-года.
Торговля слойками - это тот бизнес, который предусматривает небольшие первоначальные вложения. Особенно для одной точки. При удачном расположении она вполне в состоянии обеспечить сносное существование для инвестора. Но дальнейшее развитие из заработанных средств практически невозможно. Для этого желательно иметь несколько подобных точек. Оставаясь в рамках малого бюджета это, как минимум, три точки.
Ассортимент подобной точки включает 10-12 видов слоек и сопутствующие товары - чай, кофе, пиво, прохладительные напитки. Ассортимент, предлагаемый заводом-изготовителем, как правило, шире, но возможности точки по его расширению невелики в силу ограниченного торгового пространства.
Слойки приобретают либо для непосредственного потребления на месте, либо покупают с собой для потребления в более комфортны условиях. Часто покупают, например, "на офис". В этих случаях покупка, очевидно, больше.
Затраты на маркетинг и рекламу - минимальные. Как правило, маркетинговое исследование относится к правильному выбору места. Если место выбрано верно, то бизнес, скорее всего начнет работать на полную уже в течение первых двух месяцев. Если же нет, то реклама тут вряд ли поможет.
Прежде чем начинать подобный бизнес, необходимо узнать, возможна ли в вашем городе установка автоприцепов. В некоторых городах это сделать не просто.
Резюме
- Бизнес по продаже слоек лучше начинать как минимум, с трех точек.
- Расходы на организацию одной точки, как правило, укладываются в $10-15 тыс.
- Окупаемость проекта - в среднем, до 1 года
|