<< назад к списку
Как открыть ночной клуб и сделать его популярным
Модный музыкальный клуб? Это довольно капиталоемкое предприятие. Вложения в его открытие составляют примерно $1,5-3 млн. Кроме того, нужна четкая концепция, без которой эти инвестиции не имеют смысла. Наконец, необходим партнер с именем в этом бизнесе: люди в любом случае пойдут на имя.
Если у вас все получится - найдется хорошее помещение, партнер, а концепция будет востребована рынком, инвестиции окупятся довольно быстро, всего за один год. Если за 12 месяцев вам не удастся выйти на прибыль, клуб надо закрывать, с этим проектом уже ничего не сделаешь.
Инвестиции в ночной клуб
Стандартной сметы на открытие ночного развлекательного заведения в Москве не существует - в городе десятки клубов от самых бюджетных концепций до самых пафосных. Если в планах открыть модный музыкальный клуб, здесь цифры более-менее понятны.
В среднем в такое заведение площадью около 1 тыс. кв. м придется вложить не менее $1,5 млн. Инвестиции в модный клуб с хорошим оборудованием могут достигать $3 млн. Около 20% этой суммы - рекламный бюджет, еще примерно 15% - дизайн и строительные работы. Нет смысла вкладывать большие деньги во внутреннюю отделку помещения. Ночной клуб работает в темноте, и на его стены публика совершенно не обращает никакого внимания.
Если вы зайдете в большинство московских клубов при дневном свете, вы, скорей всего, не узнаете его, а то и ужаснетесь: настолько экономичной окажется его внутренняя отделка.
На чем ни в коем случае нельзя экономить, так это на оборудовании - барном и техническом (световое, музыкальное, проекционное, спецэффекты и т. д.). Техническое обеспечение - главная составляющая современного клуба. Мое мнение: без хорошей музыки и света проект не клуб, а место встречи, каких в Москве сотни.
Cрок окупаемости ночного клуба один год. Если за год клуб не окупился, его надо закрывать.
Впрочем, пошел проект или не пошел, становится ясно уже в течение первых двух недель после открытия. Если на открытие народ пришел, а на следующей неделе не пришел, то клуб надо закрывать. Снижение потока можно сразу почувствовать по финансовым показателям, то есть по кассе бара.
Партнеры
Я не припомню случая, чтобы такие проекты финансировали банки. В основном ночные клубы открываются либо на собственные деньги, либо на деньги частного партнера или партнеров. Без них в подобных проектах вообще не обойтись. Даже если деньги есть, для реализации идеи нужен человек из индустрии шоу-бизнеса как минимум с опытом, а желательно с именем. Шоу-бизнес- это персонализированная индустрия, а люди всегда идут на имя. Со стороны, без знания рынка и без имени поднять такой проект в одиночку невозможно. Если планируете попасть в индустрию через покупку уже существующего клуба, не забывайте: в Москве ни одной удачной сделки еще не было. Ночной клуб это не место, это брэнд или репутация. В первую очередь это промоутерская команда. Без команды, создавшей его, любой клуб обречен. Возможно, поэтому подобные сделки на рынке не практикуются.
Концепция ночного клуба
Открывать ночной клуб ради того, чтобы просто открыть, не стоит. Повторю: в Москве десятки ночных заведений, и еще одно безликое заведение никто не заметит. Чтобы сделать по-настоящему успешный проект, нужно для начала продумать концепцию (идею, музыкальное направление), в которой ночной клуб будет работать, понять, на какую аудиторию ориентироваться и т. д. Клуб с четкой концепцией будет иметь стабильную аудиторию. Свободных ниш, несмотря на большое количество ночных заведений, масса. Музыкальное направление, в котором работает мой последний проект - клуб Infiniti, R-n-B.
Когда я открыл Infiniti три года назад, музыкальное направления R-n-B практически не было представлено в Москве.
Как клубная ниша R-n-B-музыка считалась бесперспективной. Помню, тогда многие мне говорили: -Ты сумасшедший. Как можно набить молодежью такой большой ночной клуб? В Москве не наберется столько молодых людей, слушающих такую музыку! В чем-то они были правы: в столице было несколько совсем небольших клубов, в которых раз-два в неделю проводились R-n-B -вечеринки. О какой-либо популярности музыки действительно сложно было говорить. Тем не менее эти три года мы пропагандировали эту музыку (я определил бы позиционирование Infiniti не как развлекательное заведение, а как дворец культуры рэпа и R-n-B), в итоге к нам сейчас в каждый уик-энд приходит до 3 тыс. человек. Для московского клуба это очень много.
Целевая аудитория ночного клуба
Самая перспективная целевая аудитория для ночного клуба - это молодежь от 18 до 26 лет. Ее много, она активна, в этом возрасте ночные заведения периодически посещают до 80-90% молодых людей.
Ежегодно происходит смена аудитории клуба примерно на 30% - столько повзрослевших клабберов переходят в другие, более солидные клубы, столько же 18-летних новичков прибавляется. Люди после 26-30ти более состоятельны и потому, может быть, кому-то представляются более перспективной публикой. Но при этом эта возрастная аудитория имеет как публика ряд недостатков: она не прирастает с такой же скоростью, как молодежная, за нее идет более жесткая конкуренция.
Я убежден, что нельзя быть клубом для всех. Если цель создать модный и культовый ночной клуб, он должен быть открыт только для своей тусовки и закрыт для всех остальных.
Поэтому в Infiniti работает фейсконтроль. Это помогает отфильтровывать случайных людей, которые размывают концепцию. Люди приходят в конкретный клуб, а не в какой-то другой потому, что хотят видеть вокруг себя людей близких по духу, мировоззрению, уровню достатка и т. д. Средняя вечеринка это 1-1,5 тыс. человек. Постоянных же клиентов около 500.
Программы лояльности
Среди посетителей ночного клуба есть около 30% самых активных, с ними ведется специальная работа. Например, организуем выезды 100-200 активистов в Турцию и Египет, где арендуем большие клубы и проводим Infiniti-party. Эффект таких акций колоссальный. Для нас это копейки (ночной клуб выступает только организатором акций, поездки клабберы оплачивают сами), но среди активистов подобные проекты повышают лояльность. Эта работа преследует тактические цели: лояльные активисты вовлекают в постоянную аудиторию все новых и новых участников. Есть и стратегические цели. Я уже сказал, что ежегодно аудитория молодежного ночного клуба обновляется на 30%. С выросшими «воспитанниками» также нужно поддерживать постоянный контакт, чтобы не забывали клуб. Через три-четыре года я планирую открыть новое заведение, рассчитанное уже на повзрослевших и состоявшихся «воспитанников» Infiniti. Мы знаем их вкусы, они лояльны к нам, поэтому не будет конкурентов в работе с такой публикой. А это тысячи молодых людей. Для ночного клуба - колоссальная аудитория!
Место
Свой первый развлекательный проект - дискотеку «Кругосветное путешествие» в конце 1970-х я открыл на заводе Серп и молот. Место было очень популярным. Сейчас эта площадка была бы, скорей всего, не востребована. Когда клубы и рестораны в Москве встречаются практически на каждом шагу, люди не хотят ехать за развлечениями далеко. Поэтому единственная рекомендация по местоположению - центр Москвы в пределах Садового кольца.
Это главное условие. Есть еще ряд более мелких, которые тем не менее нельзя не учитывать. Во-первых, даже в центре не все районы эффективны с точки зрения клубного бизнеса. Исторически наиболее востребованы клубы, расположенные на севере и северо-западе ЦАО. Во-вторых, в самом интересном районе клуб может оказаться невостребованным, малопосещаемым, убыточным и т. д., если открыт в неудачном окружении.
Место оценивается по подъездам к нему. Удачный вариант - площадка с легким доступом рядом с крупными магистралями. Неудачный - в глубине небольших переулков. Такое расположение чревато пробками и заторами и, как следствие, потерей времени и денег посетителей. Это отпугивает публику. Парковки может и не быть вовсе. Это для клабберов не является препятствием: кто хочет попасть в клуб, найдет, где припарковаться. В «Дягилеве», например, парковки не было. Это не мешало ему быть очень модным и востребованным. Также не важно, что раньше было на площадках, где располагается клуб: кинозал, недостроенный завод и т. д.
Мероприятия ночного клуба
Любой клуб, рассчитывающий быть модным и успешным, должен иметь специальные предложения для своей целевой аудитории. Во-первых, очень качественные звук, свет, спецэффекты и т. д. Во-вторых, эксклюзивные концерты. Мы, например, регулярно привозим мировых звезд R-n-B-музыки. Клуб на таких концертах не зарабатывает, в лучшем случае выходит в ноль. Но с точки зрения поддержания имиджа клуба, для повышения его статуса в глазах целевой аудитории ни один другой механизм с такими концертами сравниться по эффективности не может.
Клуб должен организовывать два-три раза в год события такого масштаба. Диджеи, на которых делают ставку многие клубы, себя как средство привлечения публики уже изжили. В середине 1990-х, когда на всю Москву было три-пять известных диджеев, это работало. Сегодня их 50, и публика специально на них не ходит.
Безопасность ночного клуба
Созданию службы безопасности стоит уделить особое внимание. Молодежь и ночные заведения, ориентированные на нее, традиционно привлекают наркодилеров - специфика шоу-бизнеса. Это самая главная опасность. Кроме репутационного ущерба для клуба наркоторговля чревата и прямыми экономическими убытками. Деньги, которые молодые люди могли оставить в баре, они отдадут дилерам. Задача службы безопасности - знать всех дилеров в лицо и исключить их проникновение внутрь. Как, впрочем, и воров. Их присутствие также отпугивает публику. Для большого заведения на вечер нужно 30-40 секьюрити.
Для небольших заведений -10-20. У нас своя охрана. Но можно (и даже лучше) привлечь ЧОП со стороны, будет с кого спрашивать. Необходимо также вложиться в охранное оборудование.
Нужно наблюдать клуб со всех точек, должна быть серьезная система видеонаблюдения и металлоискатели, чтобы не проносили взрывчатые вещества, наркотики и т. д. Служба безопасности ночного клуба должна бороться с воровством, плохими негативными историями, которые сопровождают любой клуб. В целом безопасность - это крупная статья расходов, в год на нее надо тратить не меньше 10%.
Регионы
Регионы испытывают дефицит хороших ночных клубов, и москвичи со своим опытом и ресурсами могли бы легко занять рынок.
Но на сегодняшний день реализовать эти планы невозможно из-за сложностей с управлением. Жить в Москве и управлять ночным клубом в другом городе - нонсенс. В первую очередь потому, что сложно найти профессиональную команду на местах. И в Москве-то владельцы клубов вынуждены буквально жить в своих заведениях, следить за работой бара, за тем, чтобы в клуб не попадали ненужные люди и т. д. А как можно это делать дистанционно? Есть вариант франчайзинга. На меня постоянно выходят региональные предприниматели с предложением партнерства. Есть помещение, есть деньги, давайте сделаем вместе ночной клуб, предлагают они. Но по уже упомянутым причинам никто сегодня не даст гарантий, что через два-три месяца репутация клуба не будет подмочена местечковым непрофессионализмом. Лучше пойти по другому пути: создать культовый клуб, который будут знать по всей стране и приезжать специально к вам.
АЛЕКСАНДР ТОЛМАЦКИЙ, генеральный продюсер развлекательного комплекса Infiniti
Источник: Газета "Бизнес"
Вопросы читателей:
Реальна ли выживаемость ночного клуба в маленьком городе при наличии уже подобных. Или дайте совет, чем особенным можно "украсть" народ от конкурентов? В городе есть эроклуб, обычные ночные дискотеки, правда с привлечением известных ди джеев, различные RnB party?
Сергей, 38 лет
Сергей, реально все, нужно только сделать! Вопрос ставить надо все ж иначе: 1 - зачем? Какая цель... 2 - что и на сколько вы ради этой цели готовы, а уж потом все остальные мелочи...
MixMax paty
Исходя из цели, понятна стратегия и инвестиции... я бы сделал, при условии, что это хобби или как подарок любимой девушки, что нить небольшое (легко управляемое), обязательно с шумным, пафосным открытием – мол, кто не был тут в клубе, тот не был ни где... завлечь всех, а вот как удержать, это уже другая статья... Удачи!
Михаил, cпонсор Клуба
А что на счёт крыши? Она вообще нужна?
Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Есть один клуб в городе Харькове. Нам предложили взять его в аренду. Реклама ихняя, бар и вход наш. вот только одна проблема, нужно написать план работы и найти хороших диджеев. не поможете с этим?
Fed
Сергей, оставьте контакты. Поможем!
для Сергея
Здравствуйте. Меня зовут Александр. Я из не большого города Йошкар-Ола. В нашем городе действуют 4 небольших клуба, два из которых и клубом назвать трудно. У меня очень давно есть большое желание открыть хороший клуб, в котором люди будут не только отдыхать, но и получать заряд положительных эмоций. Чтобы им хотелось приходить снова и снова. Чего не скажешь о наших клубах. Как начать осуществление данной мысли? И можно ли самому реализовать? Было бы очень хорошо, если бы кто то согласился быть спонсором данного проекта, поскольку я боюсь, что одному мне это будет не по силам. Заранее спасибо.
Александр
Подскажите пожалуйста! Сколько потребуется инвестиций, для открытия ночного клуба в Питере?! от... И какова должна быть средняя вместимость клуба?!
Алексей
Для начала, хотел бы Вас поблагодарить за весьма полезную статью - СПАСИБО =) собственно вопросы: - кому лучше доверить разработку бизнес-плана (включая все расчёты, вплоть до стаканов) достаточно большого клуба? и сколько это ПримернО должно стоить? - по-открытию, клубу необходимо на что-то существовать. на какой период времени (3-6 мес?) лучше планировать бюджет (входящий в инвестиции), чтобы клуб не имел заморочек? - приносит ли молодёжь среднего достатка желаемую прибыль, или лучше ориентироваться на более состоятельную публику, не смотря на её "недостатки"?
Николай. Москва
Обращайтесь к специалистам ресторанного бизнеса, поможем!
20.11.2008
|