<< назад к списку
Образовательный бизнес в опасности
Долгое попустительство в распространении поддельных дипломов и сертификатов об образовании грозит оставить образовательный бизнес без работы. И действительно - новое поколение часто признается в интервью журналистам - к чему учиться месяцами и годами, когда в метро или по объявлению в Интернете можно купить любой диплом. И фальшивые дипломы теперь подделывают в массовом порядке.
От этого страдает не только образовательный бизнес (а это сотни тысяч преподавателей, а значит и их семьи), но и работодатели, вынужденные либо верить на слово претендентам на должность, либо проверять подлинность дипломов, затрачивая на это время, усилия и деньги. В некоторых фирмах даже устраивают проверки на детекторе лжи.
На днях канал НТВ показал сюжет о том, что в Комсомольске-на-Амуре у 70 человек при плановой проверке оборонного предприятия, где собирают самолеты Су-27, Су-30, Су-35, обнаружили фальшивые дипломы о высшем образовании. Случай подделки далеко не первый, но случай раскрытого массового обмана случился впервые. Как оказалось, подозреваемые подделали дипломы, чтобы получить повышение по службе и прибавление к зарплате.
Как тут не вспомнить объяснение изготовлению фальшивок на одном из сайтов, торгующих дипломами медицинских вузов: «Мы продаем дипломы, потому что «знания не дают ума». А вот карьера зависит от корочки. Значит, успешному устройству на работу мешают бюрократические стереотипы. Мы избавим вас от них!» Примерно такое же отношение к фальшивым дипломам и у общества. Столь терпимое, что даже продавцов «высшего образования» в метро никто не гоняет. Официальная версия – нет статьи УК РФ, по которой можно было бы задержать продавцов дипломов.
И не пренебрегают покупкой не только простые граждане. Пальму первенства среди элиты держат депутаты и их помощники, мэры и вице-мэры городов РФ, затем чиновники министерств. Несмотря на возможность жесткого (уголовного) наказания, примерно два-три раза в год случаются скандалы с крупными чиновниками, которые обязательно предаются гласности. Цель этой гласности – показать, что борьба ведется. Цель подделки дипломов крупными чиновниками тоже прозрачна – человек получил возможность приблизиться к власти вплотную (разве он уже не талантлив?), и вдруг обнаруживается, что не хватает какой-то мелочи. Бумажки!
Характерно, что в ситуации с известными лицами продавцы дипломов всегда действуют аккуратно. Очень редко подделывать берутся диплом престижного государственного вуза. Хлопотно. Но как раз это иногда выходит им неожиданным боком. Например, в 2007 году разгорелся скандал с заместителем главы Агентства по культуре и кинематографии, который подделал диплом АГУ (Астраханского государственного университета). Проверяющим показалось странным, что московский житель получил очное образование в регионе.
Всем кажется, что у серьезных людей – и документ основательный, «с историей». И многие фирмы, предлагающие дипломы, гарантируют проведение их через архивы учебных заведений. Но на самом деле бывает это очень редко. Оставить записи во всех журналах, ведомостях, зачетках и т.п. – дело сложное и уголовно наказуемое, на этот риск администрации негосударственных вузов идут в тех редких случаях, когда помощь нужна очень серьезным людям. И если им обеспечен вдобавок хороший тыл в случае провала.
Если бланк вуза продают настоящий, значит, вероятнее всего, он либо украден, либо куплен мошенниками через своих людей в вузе или техникуме. Конечно, вуз чаще всего заказывает дипломов больше, чем ему нужно. Это на тот непредвиденный случай, когда случаются досадные описки. Но... номера и серии списанных дипломов попадают обычно в специальный список, который рассылается всем учебным заведениям. Вероятность, что фальшивый диплом однажды прогонят через этот список, все-таки есть. Люди, видимо, понимают, чем рискуют, но надеются на русское авось. Чаще всего с настоящим дипломом стараются не связываться и делают просто качественную фальшивку, хотя и объявляют ее продукцией Гознака.
Выгодней, конечно, подделывать диплом заочника. Желательно, чтобы вуз при этом находился далеко от дома. Но... в 2009 году разгорелся скандал с депутатом ГД РФ от Башкирии Андреем Назаровым, у которого оказался диплом Казахской госакадемии. Государственные границы не помешали проверке диплома.
Проверки, в ходе которых обнаруживаются фальшивки, как правило, являются плановыми, но иногда инициируются соперниками и конкурентами властных чиновников и депутатов. Например, среди проштрафившихся часто оказываются депутаты и мэры от «Единой России», проверку личных данных которых организовывают зачастую их проигравшие соперники от других партий. Например, мэра города Партизанска Александра Галущенко завалил его соперник по выборам от КПРФ.
Крупные компании, которые дорожат своим именем, проверку организуют сами. Но дело в том, что для них это платная услуга. Иногда проверки инициирует прокуратура, как в случае с Амурской областью в 2007 году, когда сразу несколько чиновников с фальшдипломами попали в поле зрения правоохранительных органов.
И, как правило, большого наказания, особенно для больших чиновников, за подделку не следует. Если только они не злоупотребили своим дипломом со всеми отягчающими последствиями. Преподавателю нескольких самарских вузов Олегу Шепелю благодаря самоличному присвоению степеней кандидата и доктора наук удалось заработать дополнительно около миллиона. Конечно, в данном случае наказали серьезно. Инкриминировали сокрытие доходов.
Если же должность не требует обязательного специального образования, то за представление на работу поддельного диплома последует разве что увольнение. Но если должность требует специального образования - как у судьи, врача, следователя, учителя и т.д., - то приобретатель фальшивки запросто может оказаться на скамье подсудимых. Статьей 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа предусмотрен штраф до 80 тыс. руб. или исправительные работы. Оговоримся сразу, свободы лишают редко, так как условный срок является препятствием в дальнейшем при трудоустройстве в госорганы.
Комсомольских фальшивообладателей дипломов даже не уволили. Представители холдинга «Сухой» нашли повод оставить их на месте. Оправданием послужило то, что все провинившиеся работают на предприятии давно и не выполняли квалифицированных работ, требующих высшего образования.
По материалам Независимой газеты 26.08.2010
|