<< назад к списку
Особенности турбизнеса в Беларуси
Надежда Суслова
Несмотря на общемировые тенденции к сокращению количества туристических фирм и постепенному переводу их в виртуальный режим, в Беларуси процесс возникновения и создания новых туристических предприятий идет достаточно интенсивно. На него не оказывает влияния даже возрастающая конкуренция. Как правило, решение об открытии турфирмы оправдывается определенными логическими доводами. Одним из главных является финансово-экономический, ибо "входной" ценовой порог достаточно низок (напомним, что стоимость лицензии около 100 евро). Не последнее значение имеет раскрученность самого туристического бренда, относящаяся к сфере маркетинга: туризм - это модно и престижно. Есть и еще на первый взгляд серьезный довод, который, впрочем, впоследствии приносит немало разочарований: туризм - такая отрасль, где можно быстро заработать большие деньги. И, наконец, совершенно не соответствующий действительности довод - туризмом может заниматься любой, это легко и просто.
Первое, что нужно сделать желающим "войти" в сферу туризма, - сразу определиться со своим статусом и решить, будет ли фирма-новичок туроператором или турагентом. Безусловно, турагентская деятельность является самой популярной, ведь в таком случае фирме приходится всего-навсего быть посредником между туроператором и клиентом, продавать чужой турпродукт и получать за это комиссионное вознаграждение. Затем следует выбрать определенное направление деятельности - международная или на рынке внутреннего туризма, сегменты рынка и целевую аудиторию (молодежь, дети, люди среднего возраста, бизнесмены, охотники и пр.), регионы приема и отправки туристов. Следующим этапом создания фирмы является определение организационно-правовой формы будущего предприятия. Можно быть индивидуальным предпринимателем либо создать ООО (общество с ограниченной ответственностью) или ОДО (общество с дополнительной ответственностью). Если начальный капитал весьма значителен, открывается АО (акционерное общество). Затем начинается период непосредственно регистрации. Учредительными документами предприятия являются устав и учредительный договор (если учредителей несколько). Устав - это свод правил, устанавливающий порядок и организацию деятельности фирмы. Там определяются наименование турагентства, его юридический адрес, предмет и цели деятельности, порядок формирования и распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации, внутренняя структура. Учредительный договор регламентирует условия и порядок совместной деятельности учредителей и содержит сведения о размере и структуре уставного фонда, порядке распределения прибыли, органах управления и их полномочиях. Затем новой фирме нужно пройти государственную регистрацию, которая производится исполнительными комитетами. Если свидетельство о регистрации получено, то можно заняться оформлением лицензии на туристическую деятельность. Ее выдает Управление туризма Министерства спорта и туризма. Но и это еще не все. Фирму нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, фонде социальной защиты населения, центре занятости, открыть расчетный счет в банке, изготовить штампы, печать и фирменные бланки.
Очень важно дать новоиспеченной фирме броское, яркое, запоминающееся название, которое сразу бы привлекло внимание клиентов. Ко всему прочему, оно не должно повторять уже имеющиеся (это проверяется по компьютерной базе данных).
Следующие организационные шаги - подбор и оборудование офиса, обеспечение необходимой техникой (телефон, факс, компьютер, ксерокс и пр.), а также формирование внутренней среды предприятия. Здесь главное значение имеет подбор кадров. Современные требования к менеджменту высоки. В идеале предполагается наличие у персонала высшего профильного образования, знание иностранных языков, умение свободно пользоваться компьютером, общительность и коммуникабельность. Затем разрабатывается эффективная маркетинговая стратегия, включающая рекламную деятельность и паблик рилейшнз. Когда все это сделано - добро пожаловать, клиенты!
Случается, что новая туристическая фирма априори не собирается задерживаться на туристическом рынке. Цель таких фирм-однодневок - заработать за сезон побольше денег и затем удалиться или на межсезонье, или вовсе. Никакими особыми тонкостями в смысле оформления офиса, подбора квалифицированных кадров и грамотной рекламы подобные турагентства себя не обременяют. Просуществовав некоторое время, они просто исчезают с туристического горизонта. Однако бывают и другие причины ликвидации предприятия, к примеру, банкротство, то есть удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования по своим долговым обязательствам. Фирма ликвидируется также в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства, осуществления деятельности, запрещенной законом или деятельности без лицензии. Процесс ликвидации считается завершенным, когда название турфирмы убирается из Реестра государственной регистрации Республики Беларусь. В последнее время достаточно часто в СМИ появляются объявления о продаже туристических фирм с готовой лицензией. Мотивов для этого достаточно - бизнес не оправдал надежд, надоел, не понравился и т.д. Специалисты утверждают, что продать фирму проще, чем осуществлять процедуру ликвидации. Покупателю же не нужно обременять себя хождением по инстанциям.
Если владелец (владельцы) турагентства все-таки принимают решение самоликвидироваться, то им придется пройти все процедуры, предусмотренные при открытии, только в обратном порядке.
По материалам сайта «Фабрика Бизнеса» – как открыть турфирму 02.10.2006
|