<< назад к списку
Новые тенденции в развитии спа-индустрии
Сегодня глобальным мега-трендом объявляется WELLNESS. Это всеобъемлющее понятие, включающее все существующие системы и методы поддержания здоровья здоровых людей в самом широком смысле - физического организма, психики и сознания.
На вопросы редакции электронного журнала Вестник СПА Индустрии отвечает Елена Богачева, эксперт в области спа и веллнесс.
1. Что приходит на смену понятию "спа"?
Понятие СПА отражает совокупность методов восстановления адаптационных резервов организма, а также - уровень сервиса, на котором оказываются такие оздоровительные и рекреационные услуги. Сегодня глобальным мега-трендом объявляется WELLNESS. Это всеобъемлющее понятие, включающее все существующие системы и методы поддержания здоровья здоровых людей в самом широком смысле- физического организма, психики и сознания. Разумеется, концепции СПА и веллнесс не просто созвучны. Инструментарий СПА входит в практику веллнесс. А следовательно, мы говорим сегодня не столько о замещении понятия СПА, сколько о расширении арсенала методов оздоровления. И СПА по-прежнему занимает в нем самое достойное место, несколько утрачивая, впрочем репутацию "панацеи".
2. Что такое веллнесс-туризм, и есть ли предпосылки его развития в России?
Веллнесс-туризм (синоним - оздоровительный туризм) - это туристические поездки, имеющие либо цель оздоровления, либо позволяющие здоровому человеку путешествовать без какого-либо ущерба здоровью. Сегодня это - масштабный глобальный рынок, развивающийся в рамках туристической индустрии и постепенно занимающий в ней все более значимое место. Веллнесс туризм -это отдельное от медицинского туризма направление. Он не распространяется на поездки с целью лечения заболеваний. Пока в мире немного туроператоров или агентств, специализирующихся на веллнесс-туризме. Но можно прогнозировать увеличение их числа в ответ на растущий спрос. Туристы все больше обращают внимание на такие факторы, как здоровое питание и фитнес в отелях, на наличие СПА в отелях. Рост сегмента спа-отелей - также подтверждение спроса на оздоровительные услуги у туристов. Практически все ведущие международные отельные операторы подхватили тренд "healthy hotel", создавая своим гостям условия для здорового проживания и отдыха. Веллнесс-туризм включает и такие опции, как "эко-туризм" и "агро-туризм". В России есть обширная база для развития веллнесс-туризма - в виде санаторно-курортных учреждений. Значительное их число сегодня переходит от узкой реабилитационной специализации к широкому спектру методов общего оздоровления. И многие туристы предпочитают останавливаться в санаториях для отдыха, без прохождения лечебных программ.
3. Новые формы предприятий спа-индустрии, родившиеся в России за последний год.
Новое - это и хорошо забытое старое. И подтверждением этого является появление в России все большего числа учреждений, сочетающих старые формы рекреации и оздоровления и новые технологии. Клиника в отеле, медицинский спа-отель - новые модификации санаторно-курортного учреждения. Спа-бутик - новая разновидность спа-салона, который специализируется на кастомизированном, нишевом сервисе. Акватик-спа , или Спа в аква-парке - новое явление в больших городах, и первый опыт скорее всего будет тиражироваться. Появляются первые "residential spa"- в элитных жилых комплексах. Есть проекты "эко-спа", "банных спа", а также есть попытки воспроизведения римских терм, в том числе и на минеральных источниках. Стойкая тенденция - отказ салонов красоты премиального сегмента от использования в названии слова "СПА", хотя по форме и структуре предложения они таковыми являются. И конечно - настоящая "бомба" российского рынка СПА и веллнесс - уникальный проект детского спа-центра. (Названия конкретных предприятий не приводятся по причине конфиденциальности).
4. Российские достижения в спа и их влияние на соседние страны (ГОСТы по СПА).
Принятые в 2013-2014 году первые российские национальные стандарты на СПА-услуги дали новый импульс развитию рынка не только в России. Вслед за Россией в Республике Беларусь были приняты национальные стандарты, в разработке которых были взяты за основу российские ГОСТы. Активный интерес к развитию рынка в России наблюдается со стороны всех восточноевропейских соседних стран. В российских проектах участвуют коллеги из Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии и Литвы. Проходят совместные мероприятия - фестивали, конгрессы, обучающие семинары. Россия несколько опережает соседние страны по количественным показателям рынка, но следует признать, что у "соседей" происходит более структурированное и последовательное формирование индустрии. Наш опыт, в том числе и негативный, а также бОльшая, по сравнению с нашей страной, ориентированность на внешних туристов, способствует этому.
Елена Богачева - Международный эксперт в области спа и веллнесс, спа-консультант. Президент Международного Совета по развитию индустрии спа и веллнесс (SWIC), эксперт по СПА косметической выставки Cosmo-Expo.

10.10.2015
|