<< назад к списку
Автомобильный бизнес будущего: вся колонна грузовиков управляется компьютером головного автомобиля
На заключительном этапе проекта SARTRE (Safe Road Trains for the Environment) была продемонстрирована беспроводная технология связи между машинами в автокараване, в разработке которой приняла участие компания Volvo Trucks. Головной грузовик в таком караване управляет движением всей колонны. Пока общающиеся по беспроводной связи автоколонны еще не стали привычной частью автомобильного движения, но показанные разработки уже сейчас могут принести пользу для обеспечения безопасности дорожного движения.
Недавно на испытательном полигоне компании Volvo в Швеции представители комиссии ЕС и эксперты по транспорту из Европы, США и Японии увидели итог трехлетней работы по проекту SARTRE, организованному для разработки технологии беспроводной связи в автоколонне. Возглавил колонну тягач Volvo FH, за ним двигался другой грузовик Volvo и три легковые машины.
Цель проекта – повышение безопасности на дорогах, снижение негативного воздействия автотрафика на окружающую среду и регулирование интенсивности движения.
Бюджет проекта составил 6.4 млн. евро. Комиссия ЕС вложила 60 % суммы. Оставшиеся средства поступили от компаний-участников проекта.
Руководила проектом британская компания Ricardo Ltd. Участвовали в работе Ricardo Ltd, Великобритания, Idiada and Tecnalia Research & Innovation, Испания, Институт автомобилестроения Ашена, Германия, SP (Институт технических исследований Швеции), Volvo Car Corporation и Volvo Group Trucks Technology.
В течение трех лет были производены экспериментальные автомобили, разработаны средства коммуникации «от машины к машине» и сенсорные устройства для контроля за участниками каравана. Технология беспроводной связи обеспечивает движение автомобилей за ведущей машиной, как-будто они составляют одно целое. У водителей в колонне появляется время для отдыха, пока машина будет двигаться под управлением лидера. Как сказал Андреас Экфьорден, менеджер проекта SARTRE от Volvo Trucks, при маленькой дистанции между машинами движение безопасно, ведь на любое изменение характеристик перемещения реагируют компьютеры, а не люди.
Компания Volvo Trucks в проекте отвечала за отбор и передачу необходимой информации по каравану для слаженного движения. У всех машин в колонне на крыше были установлены антенны, с помощью которых они принимают данные, поступающие с компьютерной системы головного автомобиля. Например, при торможении ведущего грузового автомобиля все остальные машины затормозят в тот же момент.
Ведущий грузовой автомобиль также имеет алкозамок (Alcolock) и полный набор устройств активной и пассивной безопасности производства Volvo.
Экономия горючего
Расход топлива у всех машин в караване существенно снизился из-за уменьшения встречного сопротивления воздуха. Предположительно, для участия в движении колонны нужно будет сделать денежный взнос. Это выгодно компаниям, которые предоставят свои машины в качестве ведущих.
Надежность и юридическая поддержка
Пока в проекте SARTRE создан опытный образец дорожного каравана, но остается много вопросов, которые нужно решить до массового выпуска автокараванов на трассы. Нужно довести уровень надежности до аналогичного системе автопилотирования самолета.
Сложным моментом остается переход от автоматизированного движения в колонне на ручное управление и в обратном направлении. Должно быть абсолютно четко определено, кто отвечает за управление машиной в караване, и временные рамки этой ответственности.
Также нужно согласовать законодательную базу работы караванов. В соответствии с Венской конвенцией одновременное управление более чем одним транспортным средством считается незаконным, т.е. автоматизированное управление недопустимо. На приведение в соответствие Венской конвенции и государственных законов стран-членов ЕС может уйти около 10 лет.
Тем не менее, итоги проекта обнадеживают. Пусть массовый выход автокараванов в будущем, но многочисленные новшества, разработанные при реализации идеи беспроводной связи, будут востребованы в самое ближайшее время и ускорят развитие автомобильной отрасли.
18.12.2012
|