<< назад к списку
Сетевые стоматологические клиники – угроза или нет для частной стоматологии?
Александр Ходаков
Помните, когда появились первые сетевые супермаркеты - Перекресток, Седьмой Континент, Ашан, Рамстор и т.п.? Тогда еще они были единичными вкраплениями среди множества одиночных частных безымянных продуктовых магазинов. А сейчас, когда прошло всего лишь несколько лет – везде сетевики. Куда не посмотришь, везде «пятерочки», «копеечки» - сплошь сетевые бренды и только они. Довольно быстро они существенно «подвинули» с рынка независимых частников. Глядя на то, как развиваются сетевики в стоматологии – а за примерами далеко ходить не надо – Мастердент, Денто-Эль, Дента Вита на слуху. Еще пять лет назад было уже 18 сетевых клиник, где численность клиник в бренде была не меньше трех. А сейчас сетевых стоматологий уже несколько десятков, и некоторые из новичков очень быстро развиваются. К примеру в сети стоматологических клиник Юнидент уже девять клиник, и вскоре открывается десятая – и это всего за пару лет. Да и старые сети приросли новыми клиниками. Составит ли рост числа сетевых стоматологических клиник угрозу для одиночной частной практики? Хороший вопрос для тех, кто инвестировался в стоматологический бизнес вчера, и для тех, кто только планирует это сделать. Не получится ли так, что сетевики попросту выдавят частников с рынка стоматологических услуг?
Мое мнение – едва ли в стоматологии сетевики достигнут такого же доминирования, как на продуктовом рынке. Если ритэйлеры играют в основном на ценах – буквально давят поставщиков, заставляя их продавать за полцены, а значит совсем не в убыток себе могут объявлять ценовую войну независимым одиночкам продуктового рынка, то в стоматологии такой маневр невозможен. Вспомним, сколько процентов в себестоимости стоматологических услуг занимают расходы на материалы. Всего лишь около пяти процентов – ничтожно мало по сравнению с удельным весом затрат на покупку продуктов у поставщиков в торговле. А это означает, что даже если сеть клиник добьется от поставщиков расходных материалов невиданной скидки в 50% (что-то слабо в это верится, ведь поставщики в стоматологии сильные), то общая экономия составит только 2,5 процента. Малоощутимая выгода, да и отобрать у соседей пациентов убавив свои цены всего-то на 2,5 процента вряд ли получится. Несомненно, что у сетей стоматологических клиник лучше обстоит деда с экономикой, больше маневра, меньше расходов на рекламу, легче с кадрами и т.п. Но такой критической конкурентной ситуации, как в продуктовом сегменте рынка по мнению специалистов Департамента создания стоматологического бизнеса КГ Фабрика Бизнеса в стоматологии ожидать не приходится. Так что работайте спокойно, коллеги!
По материалам сайта http://www.stomabiz.ru/ 07.04.2008
|