<< назад к списку
Пять барьеров на пути новичков стоматологического бизнеса
Александр Ходаков
Поговорим о причинах, тормозящих развитие частной медицины вообще, и стоматологического бизнеса в частности. Свежие статистические данные, опубликованные недавно в Интернете показывают, что в основные трудности, с которыми сталкиваются медицинские и стоматологические частные предприятия, схожи в крупнейших городах России и только лишь отчасти обусловлены кризисной ситуацией в экономике. Выявлены несколько основных преград, мешающих частным медицинским и стоматологическим клиникам расширяться. Я привожу их, ранжируя по степени уменьшения угроз для бизнеса:
1. Трудности с кредитованием и лизингом оборудования.
Для того, чтобы открыть стоматологическую клинику, требуются приличные инвестиции. Основные затраты при этом – покупка рабочего помещения и стоматологического оборудования. Для стоматологического бизнеса арендная модель чаще всего не годиться, поскольку аренда съедает немалую часть доходов, а кроме того – стоматологический бизнес весьма уязвим при похолодании отношений с арендодателем. Гарантию от непредсказуемых действий владельца помещения может дать только документ о собственности на помещение. До кризиса этот вопрос иногда решался с помощью кредитов, теперь же это практически не реально. Пока не кончится кризис, га кредитное финансирование можно не надеяться.
2. Кадровый голод.
Этот барьер на пути стоматологического бизнеса ощущался давно, задолго до кризиса. И, к слову, присущ не только стоматологическому бизнесу, а малому и среднему бизнесу вообще. Все более-менне достойные кадры давно разобраны по действующим клиникам и медицинским центрам, а новых специалистов необходимо длительное время готовить. Частные клиники, дорожащие своей репутацией, стремятся привлечь к работе именно профессионалов, что в условиях достаточно высокой конкурентной борьбы крайне сложно. Отсюда – переманивание, head-hunting, растущие гонорары специалистов, которые, по сути, получая процент, давно де-факто стали совладельцами частных стоматологических клиник, в которых работают.
3. Сложность расширения клиентской базы и привлечения новых клиентов.
Потребитель давно стало «слепо-глухо-бетонным» достучаться до него становится год от года все проблематичнее. Кроме того, если рассматривать именно стоматологический бизнес, то для потенциального пациента большинство клиник, что называется, на одно лицо – те же бахилы на входе, те же услуги, те же врачи в халатах. А различить чем отличается стоматологическая установка люкс Castellini от какой-нибудь бразильской, или паче чаяния китайской, дано немногим. Кроме того, в стоматологии жива еще и государственная медицина, которая в последнее время стала снабжаться за счет госбюджета, и по-прежнему пользуется доверием части населения, которая проще заплатит в карман врачу госклиники, чем отдаст свои кровные частнику.
4. Сложность и долгосрочность процесса сертификации и лицензирования каждой новой клиники.
Государство своего не упустит. А тем более не упустят своего куска пирога чиновники. Несть числа надзорных органов, которые призваны блюсти чистоту рядов отечественной стоматологии. Поэтому сертификация, лицензирование и получение всех согласований и разрешений при открытии новой клиники и отсутствии значительного опыта в этом направлении и соответствующих связей, может растягиваться на месяцы, а порой и года, и сопряжено со значительными проблемами.
5. Конкуренция.
Каждый, кто пройдет по улицам Санкт-Петербурга, быстро поймет, что в городе не все ладно с зубами. Буквально на каждом шагу можно встретить вывеску «стоматология». Что за напасти, казалось бы? А просто зубники и дантисты исторически зародились в северной пальмире, и здесь их больше, чем где ни было. Но и в других городах стоматологий много, очень много. Об этом никто не пишет, но конкуренция в стоматологической практике давно зашкаливает выше, чем в других отраслях сферы услуг. И это еще один барьер на пути тех, кто задумал заниматься стоматологическим бизнесом.
19.08.2009
|