<< назад к списку
Вячеслав Моше Кантор: определение антисемитизма как инструмент и как важный сигнал
Вопрос определения антисемитизма тесно связан с необходимостью бороться с этим страшным явлением, уверен Вячеслав Моше Кантор, бывший президент Европейского еврейского конгресса и один из самых признанных экспертов как по самому антисемитизму, так и по методам борьбы с ним. Именно Вячеслав Моше Кантор был и остаётся в числе тех специалистов, кто максимально громогласно настаивает на принятии единого определения антисемитизма во всех странах Европы и утверждает, что это важный шаг к победе над ним.
С чем боремся?
То, что до недавнего времени – а в каком-то смысле, и до сих пор – у антисемитизма не было такого определения, которое было бы принято всеми и не допускало разночтений, значительно затрудняет какие бы то ни было попытки ему противостоять, считает Вячеслав Моше Кантор. Это вносит немало сумятицы даже в повседневную работу судов, полиции и других правоохранительных органов. Сталкиваясь с преступлением, пресекая его или вынося на суд, как действительно определить, антисемитское оно или нет? Учитывая, что подоплёка и мотив, основанные на ненависти и нетерпимости, зачастую являются отягчающими условиями, вопрос это далеко не праздный.
Пока единого определения нет, нет и возможности на самом деле эффективно устранить проявления антисемитизма даже из информационного пространства. А проникновение антисемитизма в эти сферы уже заметно не только «экспертному взгляду», но и рядовым гражданам. Особенно евреям – недаром в последних исследованиях и опросах подавляющее их большинство говорит о том, что антисемитизм и его рост они чувствуют на себе и своей повседневной жизни. «Виновники» же распространения антисемитизма имеют возможность интерпретировать этот термин, как им угодно, выставляя себя полностью невиновными и заявляя о том, что их действия, слова и идеи «на самом деле» к антисемитизму не относятся.
Конец этому должен был быть положен разработкой того самого единого определения, причём с позиции самих евреев и с учётом их положения. Это было сделано в 2016 году, когда собственный вариант определения, масштабный и охватывающий многие сферы, представил Международный альянс в память о Холокосте. В организацию входят представители нескольких десятков стран, у её деятельности есть международные наблюдатели и партнёры, а потому о предвзятости говорить не приходится. Тем не менее, определение это подверглось критике в определённых кругах за, якобы, излишнюю строгость. Вячеслав Моше Кантор был в числе тех специалистов, кто встал на его защиту: ведь в самом деле, опасаться определения антисемитизма можно только самим антисемитам.
Шаги к принятию
Определение это, хоть и получившее немало одобрения, до сих пор не является универсально и глобально принятым. Тем не менее, отдельные страны взяли его на вооружение даже до того, как оно получило какое бы то ни было широкое официальное признание. Первопроходцем стала Великобритания, где определение в том же 2016 году было применено для унификации работы правоохранительных и следственных органов. Примеру последовали и другие единичные страны Европы.
Однако по-настоящему большой прорыв в этом вопросе произошёл в 2017 году, когда рабочее определение антисемитизма получило наконец поддержку общеевропейских депутатов из Европарламента. За одобрение определения высказалось большинство депутатов – более чем в четыре раза больше, чем против. Сделано это было в рамках обсуждения и принятия общей европейской программы по борьбе с антисемитизмом.
Вячеслав Моше Кантор в своём комментарии к этому решению назвал его историческим и признал, что это является важнейшим этапом в целом в деле борьбы с антисемитизмом, а также защиты общих прав евреев в Европе. По мнению Вячеслава Моше Кантора, это наконец вывело евреев из той странной категории притесняемых меньшинств, когда само определение нетерпимости давали не жертвы, а преступники и преследователи.
Не менее важным Вячеслав Моше Кантор считает и то, что принятие определения не только даёт ведомствам, структурам и организациям столь необходимый инструмент в искоренении антисемитизма, но и является сигналом и символом само по себе. Сигналом прежде всего для тех, кто привык разбрасываться антисемитскими лозунгами и заявлениями, не ожидая за это никакого наказания, а символом – для самих евреев, символом того, что их страхи и беспокойства наконец-то были по-настоящему услышаны и официально признаны со стороны властей. В этом смысле отдельно символично то, что решение об одобрении определения было вынесено на второй день иудейского праздника Шавоут – что сделало его своеобразным и столь долгожданным подарком для евреев и еврейских общин по всей Европе.
30.11.2022
|