<< назад к списку
Как относятся к малому бизнесу в развитых странах
Говоря о то том, что наше государство содействует развитию малого и среднего бизнеса, и по высказываниям первых лиц крайне заинтересовано в развитии этого сегмента российской экономики, порой забывается, что все познается в сравнении. Вот например в развитых странах мировой экономики не слышно столь пышных призывов к поощрению предпринимательской активности и частному бизнесу, однако примечательно познакомиться как обстоят дела на самом деле.
Великобритания
В Англии к мельчайшим относят фирмы, в которых работают от 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99 сотрудников, к средним — от 100 до 250 чел. При этом годовой оборот компании, претендующей на статус «малыша», не должен превышать 3 млн фунтов стерлингов. На начало 2011 г. в стране работали 2,6 млн небольших фирм (46 на каждую тысячу жителей), на которых занято 13,6 млн чел., т. е. 49% жителей Великобритании трудоспособного возраста. Приоритетными для предпринимателей являются торговля, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, сельское хозяйство, сфера услуг. Малый и средний бизнес обеспечивает 50–53% ВВП страны. Государство работает с бизнесом по принципу Think Small First (думай сначала о маленьких). Мелкие предприятия (штат до 50 чел.) имеют право на месячную отсрочку платежей за полученные товары и услуги, а также льготные кредиты (4–5% годовых). В кризис правительство выделило на поддержку «малышей» 4 млрд фунтов стерлингов.
Германия
Малые (до 100 чел.) и средние (до 500 чел.) предприятия с годовым оборотом до 11,5 млн евро составляют 99% всех зарегистрированных немецких компаний. Их доля в ВВП страны достигает 50%. В небольших фирмах задействовано 70% всего трудоспособного населения. Ежегодно две трети новых рабочих мест открываются именно в малом бизнесе. Больше всего предпринимателей интересуют сфера услуг, торговля, сельское хозяйство. Но многие «малыши» работают в тесной связке с промышленными гигантами, получая от них подряды на производство комплектующих, сервисное обслуживание, логистику и пр. Особенно активно такая схема практикуется в машиностроении и пищепроме. В кризис, когда почти все крупные корпорации страны ушли в минус, задекларировав убыточность своего бизнеса на уровне 2–5% годовых, мелкие и средние предприятия остались прибыльными, улучшив свои показатели на 1%. Отчасти этому способствовала максимально лояльная политика властей.
После наступления кризиса руководство страны снизило для «малышей» налог на прибыль со стандартных 39 до 30% (в первые два года после регистрации для них действуют налоговые каникулы), а отчисления в фонды социального страхования — с 6,5 до 3,3%. За последний год бизнесмены получили порядка 15,5 млрд евро льготных кредитов (под 4–6% годовых). Многие федеральные земли компенсируют предпринимателям и часть расходов на посещение бизнес-семинаров, участие в отраслевых выставках, продвижение продукции за рубежом.
Италия
Италия считается европейским лидером по развитию малого и среднего бизнеса. Из зарегистрированных в стране 4 млн фирм только 2% относят к крупным (более 1 тыс. работающих). Большую же часть (80%) составляют компании со штатом менее 250 чел. Если в среднем по ЕС на 1 тыс. населения приходится 45–50 малых предприятий, то в Италии — 68. Всего же в небольших компаниях трудятся более 13 млн чел., что составляет около 80% кадрового потенциала Италии. «Малыши» работают в сельском хозяйстве, мебельном производстве, легпроме, сфере услуг, торговле и формируют свыше 90% ВВП государства. Но «тепличных» условий для них в Италии не существует. Как и у нас, здесь наблюдается противостояние налоговых органов и предпринимателей, причем увиливание от уплаты налогов среди последних считается высшим пилотажем бизнес-мастерства (особенно популярно оно среди практикующих врачей, дизайнеров, художников и др.). Пожалуй, единственной мерой поддержки бизнесменов в кризис со стороны итальянского правительства стал годовой мораторий на выплаты по ипотеке. Успехи малого бизнеса поясняются высоким уровнем его самоорганизации. 90% компаний входят в различные профильные ассоциации. Кроме того, существует своего рода специализация разных регионов страны: родственные по сфере деятельности предприятия обмениваются подрядами, совместно продвигают свою продукцию за рубежом, лоббируют отраслевые интересы.
США
К мелким и средним предприятиям в этой стране относят компании, в которых работают до 100 и до 500 чел. соответственно. Таковых в Америке насчитывается порядка 26 млн. В них занято около 80% населения и продуцируется почти 35% национального дохода и свыше 60% ВВП. «Малыши» обеспечивают более 30% экспортного оборота США. Ежегодно в стране регистрируется порядка 600 тыс. новых малых предприятий. Фактически в этот бизнес вовлечена каждая третья американская семья. Львиная доля небольших фирм задействована в торговле, финансовом секторе, консалтинге, производстве и сфере услуг.
Мелкий и средний бизнес считается флагманом экономики США, так как почти 55% всех инноваций внедряются именно на небольших предприятиях. Подсчитано, что эффективность вложений здесь почти в десять раз выше, чем в крупных компаниях. Неудивительно, что государство активно поддерживает предпринимателей. Так, налог на доходы для малых предприятий почти вдвое ниже стандартного — 19% против 33%. «Малышам» традиционно отдают около 23% госзаказов, а в кризис правительство увеличило этот показатель до 26%. Параллельно администрация Обамы открыла малому и среднему бизнесу кредитную линию в размере $30 млрд (кредитная ставка 4–6% против 8% для больших компаний). Согласно законодательству крупные американские предприятия, работающие в оборонке, обязаны размещать на малых и средних фирмах до 20% заказов.
По материалам сайта http://www.dsnews.ua 06.04.2011
|