<< назад к списку
Рынок красоты и здоровья Красноярска
Марк Захаров
Похоже, фитнес-центров и салонов красоты экономический кризис вовсе не коснулся. В большинстве заведений такого рода не наблюдают оттока клиентов и не собираются повышать цены. Наблюдатели, однако, считают, что такая идиллия возможна лишь за счет инерции.
Фитнесы: не сезон
Несмотря на то что сейчас в большинстве фитнес-центров наблюдается традиционное посленовогоднее затишье, менеджмент заведений не унывает. В спортклубах считают, что народ раскачается и пойдет.
Так, фитнес-директор «Спартака» Мария Волянюк считает, что кризис вряд ли отразится на отрасли.
- Мы не собираемся повышать цены, хотя если тарифы значительно возрастут, тогда велика вероятность, что и мы немножко повысим стоимость своих услуг, — поясняет она.
По ее словам, для января небольшой отток клиентов вполне закономерен.
Менеджер по фитнесу «Теннис-холла» Татьяна Коблова считает, что клиенты обычно возвращаются в стены спортзалов в 20-х числах января. Правда, сейчас эта традиция нарушается.
- Скорее всего, наплыв клиентов должен произойти ближе к концу следующего месяца — все придут худеть, поправлять здоровье после Нового года, — говорит Коблова.
Уже сейчас «Теннис-холл» переполнен. Однако в клубе также отмечают тенденцию к перераспределению клиентов между другими центрами. Даже постоянные посетители предпочитают пробовать новые клубы, а иногда и просто переходят туда. Часть посетителей «Теннис-холла» ушла в открывшийся недавно «Июнь». Однако от общего числа доля «перебежчиков» незначительна. Потому в центре не бьют тревогу.
В любом случае, по словам Кобловой, оттока не будет.
- Спрос значительно превышает предложение, — говорит Коблова. — Клубов не хватает, особенно в низком ценовом сегменте. В городе множество клубов, рассчитанных на обеспеченных людей.
Оно и понятно, по прогнозным оценкам экспертов, всевозможные фитнес-центры посещает незначительное число красноярцев — не более 10% жителей города. В то же время Коблова подчеркивает, что люди начали больше задумываться над тем, как улучшить свое здоровье с помощью физкультуры.
- Люди начали понимать, что нужно заниматься своим здоровьем, однако не всем по карману дорогие клубы. А бюджетных заведений практически нет, — подчеркивает она.
В качестве доказательства Коблова приводит свой центр. По ее словам, несмотря на значительную долю обеспеченных клиентов, клуб посещают и обычные рабочие. Однако данная ситуация не типична для большинства фитнес-центров. Дело в том, что «Теннис-холл» — это дочка завода цветных металлов, и потому работники предприятия имеют льготный доступ к услугам спортзала.
Возможное повышение цен на услуги Коблова объясняет не кризисной ситуацией, а давнишними планами. «Теннис-холл» целый год держал цены на одном уровне, и сейчас в связи с инфляцией возможно некоторое увеличение стоимости абонемента.
В больших залах делают ставку на максимально широкий перечень услуг. Это главное антикризисное преимущество гигантов перед малышами, которые не могут похвастать разносторонними программами.
Кстати, в некоторых центрах планируется незначительное повышение стоимости новых фитнес-программ. Татьяна Коблова призналась, что некоторые направления немного подорожают. Однако причиной опять же называется не сложная ситуация на рынке. — Мы поднимаем цены лишь на те программы, которые находились в тестовом режиме. Теперь, когда мы поняли, что на них есть спрос, мы просто поднимаем их до обычного уровня, — говорит Коблова.
Правда, позитивно ситуация складывается не для всех игроков фитнес-рынка Красноярска. По словам главного менеджера спортивного комплекса «Сокол» Дмитрия Спичака, бассейн покинули до 90% корпоративных клиентов. В то же время он не видит в этом ничего катастрофического. Даже в связи с открывающимися новыми клубами пока у «Сокола» мало конкурентов в городе.
- Мы единственный в городе бассейн такого уровня. Не думаю, что в ближайшее время откроется нечто подобное, — говорит Спичак.
По его словам, в ближайшие годы причина одна — кризис в экономике.
С этим согласно большинство опрошенных «ВК» экспертов.
В клубах не боятся конкуренции. Вполне вероятно, что после закрытия мелких фитнес-студий и подвальных залов в больших центрах будет приток клиентов. По словам Марии Волянюк, на этом рынке вообще нет конкуренции. Даже создание нескольких крупных центров не сможет оказать заметного влияния на перераспределение клиентского потока. Для того чтобы удовлетворить весь спрос, рынку требуется несколько десятков крупных спортивных центров. В условиях кризиса найти инвесторов для этого будет очень сложно. Скорее всего, их и не будет никто искать.
Салоны красоты: на старых запасах
Похожая ситуация и в салонах красоты. Цены не растут, критического оттока клиентов нет, хотя некоторые игроки готовятся ужаться.
Управляющая салоном «Ля Пляж» Елена Шамала признается, что кризис все-таки отложил отпечаток на показателях работы. По ее словам, в ноябре наметилось уменьшение потока клиентов на 15%. Тем не менее она не считает это критическим. Ведь перед Новым годом все вернулось на круги своя — количество клиентов соляриев возросло. Шамала связывает это с менталитетом русского человека.
- Некоторые готовы отдать последнее, лишь бы подготовиться к праздникам, — поясняет она.
Сейчас в центре наблюдается та же картина, что и в фитнес-сегменте, — сезонный отток клиентов, который, по прогнозам, вскоре прекратится. Правда, несмотря на ожидания лучшего, в «Ля Пляж» готовятся к маленькой диверсификации «производства».
- Мы уже давно планировали оказывать услуги педикюра, маникюра и так далее. Теперь, думаю, время настало, — говорит Шамала.
Кроме того, для привлечения клиентов здесь планируют ряд пиар-акций и улучшение качества обслуживания.
Шамала считает, что на такие шаги могут идти лишь относительно крупные предприятия. Небольшие солярии и студии будут закрываться. Правда, Шамала пока не может спрогнозировать, насколько сильно обеднеет рынок и в какие сроки это произойдет.
Специалист по развитию салона «Времена» Надежда Окладникова считает, что стабильность в отрасли основана на старых запасах. По ее словам, цены в ее заведении не повышаются и по крайней мере в ближайшее время останутся на прежнем уровне. Однако это стало возможным лишь благодаря тому, что поставщики пока не повышали цены на материалы, которые используются в салоне. Вполне возможно, что через некоторое время стоимость перевозки грузов возрастет, и цены пойдут вверх. Опять же когда это произойдет, никто не может сказать.
При этом Окладникова отмечает, что кризис если и начнет влиять на отрасль, то, скорее всего, отразится на малых предприятиях. Отсутствие клиентов или повышение арендной платы, по ее словам, заставят мелкие компании уйти с рынка. Большим фирмам, по ее мнению, ничего не угрожает, так как люди все равно будут следить за собой и не откажутся от красивых услуг.
"Вечерний Красноярск" 04.02.2009
|