<< назад к списку
Интернет-сервисы для салонов красоты: какие стоит использовать?
Александр Ходаков
В последнее время только ленивый разработчик программного обеспечения и интернет сервисов не обратил внимание на салонный бизнес, как на широкое и почти совсем нетронутое цивилизацией поле, где можно развернуться на полную катушку. Казалось бы - в России несколько десятков тысяч салонов красоты, в которые давно уже ходят люди пользующиеся Интернетом. Многие не расстаются со смартфонами и планшетниками. Казалось бы - только дай клиентам возможность бронировать свой приход в салон в режиме онлайн, и все бросятся это делать. Но не тут-то было, рынок упирается. Давайте чуть подробнее об этом.
Сразу несколько компаний почти одновременно разработали, в общем-то полезные приложения для салонов красоты - от систем онлайн записи, до сайтов продаж подарочных сертификатов. Недавно появился также совсем новый проект начисления баллов за приход клиента в салон красоты (что-то похожее на известную бонусную программу «Малина», в которой участвует Билайн, BPи другие заметные игроки рынка). Все затеи достаточно хороши, и могли бы значительно продвинуть рынок красоты и здоровья, но не приходиться сказать, что хоть сколь-нибудь значительное количество предприятий бьюти-бизнеса бросилось с места в карьер участвовать в этих онлайн-сервисах. Отчего же тормозим, товарищи?
Можно было бы списать происходящее на традиционную отсталость и невосприимчивость к новизне самого салонного бизнеса, если бы не одно но - большинство онлайн-приложений не показывают большой результативности. Об этом говорят опросы руководителей салонов красоты, которые попробовали участвовать в эти проектах. И здесь уже претензии можно предъявлять к самим разработчикам.
В ходе подготовки статьи я обзвонил пару десятков знакомых руководителей предприятий индустрии красоты, замеченных в сотрудничестве с различными сервисами, и они охотно поделились со мной своим мнением. Разглашать своих «информаторов» не стану, я просто обобщил услышанное, и вот к каким выводам пришел.
По одну гребенку всех грести не стоит, давайте разделим все онлайн-сервисы на определенные группы. Их несколько типов.
1. Геотаргетинг (определение по картам ближайших заведений, куда можно пойти)
Здесь, конечно же, лидируют гиганты - Яндекс, Гугль, 2gis - бесплатные сервисы, участвовать в которых совсем несложно, и чрезвычайно полезно. У некоторых из них есть платные опции - срочное размещение, выделение в списке тех, кто платит. Все больше потенциальных клиентов салонов красоты пользуются картами, где отмечены самые разные предприятия, для того чтобы быстро сориентироваться на местности - например, какой салон ближе находится. Или вообще - какие заведения есть в данном районе города. Такие подсказки неплохо работают для получения первичных клиентов. Мое мнение - пользоваться этими сервисами нужно обязательно. Более того, периодически проверять - а есть ли мой салон красоты в списке на карте по различным запросам - не только по фразе «салон красоты метро такое-то», но и по более узким запросам - «парикмахерская метро такое-то», «маникюр метро такое-то» и так далее. Платные варианты дополнительных опций у Яндекса мне показались излишне дорогими, но это как говориться вам решать самим.
2. Каталоги салонов красоты
Суть примерно та же, что и в первом пункте - в Москве это поиск заведений по ближайшей станции метро. В каталоги информация заносится один раз, и работает долго. Большинство из каталогов бесплатные, но есть и платные, где салон красоты попадает не в общий список, а выделяется на фоне других различными способами. Остаться только в бесплатных или захватить также и платные каталоги каждый салон красоты решает сам. Хотя, конечно давно пора привыкнуть к тому, что хорошие услуги они всегда платны. Среди бесплатных, впрочем есть и те, которые дают клиентов, хотя много и таких, которые даже не стоят времени на то, чтобы заполнять и отправлять формы с информацией о своем салоне. На этом рынке услуг работают небольшие компании и частники, создающие свои сайты, работающие в поисковой части. Перед тем, как обращаться к таким и платить за размещение, желательно просто убедиться - а есть ли в этом смысл? В Москве набрать, например, в Яндексе фразу «салон красоты метро такое-то» (указать ближайшую к Вам станцию метро), и только убедившись в том, что сайты-каталоги есть в первой или во второй десятке выдачи, имеет смысл там размещаться. Подобные сайты принимают на себя почти весь трафик целевой аудитории, которая ищет салон красоты в конкретном районе, а это может быть что-тот около 1000 человек в месяц. Если вашего салона красоты нет в этих каталогах, то большая вероятность в том, что эти люди пройдут мимо вашего салона. Чуть подробнее об этом, и с примерами -
3. Онлайн запись
Эта фишка последний год ходит по салоном красоты, и к разработчикам уже раскрученных компьютерных программ уже пошли обращения доработать блоки онлайн-бронирования. Например, ребята из говорят, что скорее всего пойдут по пути интеграции с действующими системами записи, например это можно реализовать через партнеров - moresalonov.ru и других. Там, правда, есть абонентская плата за это дело, ну и скорее всего дорабатывая свои программы, уже упомянутые выше разработчики Юниверс и других программ будут брать за модуль интеграции. Впрочем, есть и те компьютерные программы для салонов красоты, в которых изначально есть встроенный модуль онлайн-бронирования, об одной из них мы уж писали в прошлом выпуске нашего электронного журнала.
- раз уж заговорили об этом, то поделюсь своим разговором с сотрудниками этого сервиса. По моему мнению, участвовать в этом (или похожих проектах) имеет смысл, хотя бы потому, что абонентская плата на момент моего исследования указывается вполне себе скромная. Кроме возможности онлайн бронирования клиентами, которые уже ходят в салон красоты, и используют его просто для того, чтобы записаться к нужному мастеру, сервис Море салонов делает попытки привлекать новых клиентов, которые еще никогда не были в салоне. Причем оплату берет за факт заявки, что уже подкупает. Да и цена «за голову» весьма скромная - что-то около 200 рублей, что как минимум в пять раз ниже, чем средняя московская себестоимость привлечения клиентов. Правда, из разговоров с теми, кто пользуется этой системой, выяснилось, что особенно рассчитывать на привлечение новых клиентов не приходится, в большей мере системой онлайн-бронирования пользуются те, кто уже является постоянным клиентом. И при этом - активный юзер компьютерной техники, в том числе мобильных устройств - смартфонов и планшетников. Им удобно самостоятельно записаться, выбрав мастера и подходящее время.
4. Купонаторы
Об этих сервисах уже много писалось, и много говорилось. Относиться к ним, как к величайшему злу и исчадию ада не стоит, хотя бы потому что в некоторых определенных случаях салону красоты вполне резонно использовать скидочные купоны. Например, когда требуется загрузить нового мастера, который совсем без клиентуры - лучше уж чтобы он работал задешево, чем сидел и курил бамбук. Некоторые салонные услуги с особенно низкой себестоимостью тоже вполне могут быть генераторами потока клиентов, не вводя экономику салонного бизнеса в разруху. В общем, с купонаторами можно работать, но все просчитывая заранее и как говориться, с холодной головой взвешивая все за и против.
5. Бонусная онлайн-система
Та самая система, построенная по принципу бонусной карты «Малина» в красивом бизнесе появилась недавно, и называется Участвует в ней, судя по сайту, уже несколько десятков салонов красоты. Затея умная - в противовес купонаторам ребята не дают огромных скидок, но стимулируют клиентов пользоваться сервисом, предлагая распечатать приглашение и начисляя баллы за приход в салон. То есть, клиент получает вполне понятный пряник за то, что выбрал определенный салон. Судя по обзвону ряда руководителей салонного бизнеса мнение об этом пока такое: что-то новое, пока нераскрученное и участники почти не видят отдачи (клиентов в салоны почти не приходит). С другой стороны - попробовать можно, какой-то абонентской платы не взимается, и как говориться - если Салонда так и не раскрутится, то ничего не потеряли. А если «выстрелит» - то можно получать клиентов. Во всяком случае, этот онлайн-сервис может заменить, наконец, купонаторы, которые всем уже надоели.
6. Сервис продаж подарочных сертификатов
Самое позитивное, что мне удалось услышать от руководителей салонов красоты, так это мнение об онлайн-сервисе У всех мнение об этом весьма позитивное, все хвалят, говорят что результативно. Проект раскрученный, дает реальные продажи подарочных сертификатов, так что просто грех не воспользоваться этим для получения дополнительной клиентуры.
Резюме:
Армия ушла вперед, а обозы не подтянулись. Примерно так я бы охарактеризовал положение дел с онлайн-сервисами в салонном бизнесе. Армия в данном случае - это клиенты салонов красоты, которые в массе своей дружат с компьютерной техникой, Интернетом, и носят с собой смартфоны и планшетники. И готовы использовать онлайн-приложения. Пусть даже они еще несовершенны и не слишком дружелюбны к пользователям (уж юзабилити сайта Море Салонов я никак не назову удачным! Попробуйте сами найти какой-нибудь конкретный салон), однако больше всего мешает то, что участвует в этих проектах совсем ничтожное число салонов красоты, а значит потребители даже если бы и хотели минуя администратора записываться в салон к нужному мастеру на удобное время, они это сделать не могут. Значит тормозят все-таки не разработчики онлайн-сервисов, а все-таки руководители салонов красоты. Пора, как в сказке, сделать так, чтобы салонная «избушка повернулась передом» к своим же клиентам, и дала возможность уже давно продвинутым в Интернете потребителям заходить в салон через электронный вход. Петр I как-то же сумел прорубить окно в Европу, вот и нам давно пора научиться открывать виртуальную дверь. Впрочем, и к операторам онлайн-сервисов есть что подправить в своих разработках. Впрочем, давайте послушаем их самих, я попросил их дать комментарии к статье.
22.06.2013
|