<< назад к списку
Отмотаем пленку назад: из истории салонного бизнеса
Александр Ходаков
"Ты помнишь, как все начиналось,
Все было впервые и вновь.
Как строили лодки
И лодки звались
Вера, Надежда, Любовь"
слова: "Машина Времени"
Да, именно так - Вера, Надежда, Любовь и т.п. назывались первые частные парикмахерские - именем ее хозяйки. Как правило, это было имя женщины-лидера трудового коллектива, вышедшей из недр самой парикмахерской. Ведь в те времена, на заре красивого бизнеса можно было производственным коллективом приватизировать помещение и скудное оборудование предприятия.
Впрочем, те, что на окраине, в результате дальнейшего передела уцелели, а те кто "хапнул" площади, ценность которых была именно в расположении на "золотой миле", зачастую сполна вкусили силу наездов желающих завладеть козырным помещением. В результате или просто продали недвижимость банкам и другим конторам, которые не скупились на затраты, чтобы только заполучить подходящие помещения, или у них ее под разными предлогами отняли.
А еще было жутко страшно. Даже не оттого, что вокруг слонялись бандиты разных мастей и калибров. Конечно, сам парикмахерский бизнес был настолько ничтожен, что интересовал разве что самых мелких "работников ножа и топора", за исключением опять же помещений. Нет, был страх другого рода - отплыв в свободное плаванье, мы ждали, что кто-то будет проверять, контролировать, ругать и штрафовать. К удивлению, этого не было. Никто особенно не интересовался тем, как стерилизуется инструмент, как соблюдается качество, как платятся налоги... Все это пришло позже, оказывается тот страх был понапрасну. Но ведь он был!
В то время, компьютеры, а затем бытовую технику продавали фурами, часы - кубометрами... Откуда ни возьмись возникли биржи, где почему-то в списке предложений была какая-то мифическая красная ртуть, а новые капиталисты "распиливали" недра, захватывая нефть, лес, металлы и так далее.
А парикмахерские все стригли и стригли людей. И в эту тихую заводь никто не стремился, пока одни шили пуховики и вареные джинсы, а другие их продавали. С бутылок водки в кооперативных ларьках подмигивал Распутин, широкой линейкой стояли цветные фруктовые ликеры. Народ открывал для себя итальянский миндальный ликер Амаретто (как позже выяснилось цистернами разливавшийся в Венгрии), и Сангрию. А парикмахерские в это время осваивали модную «химию», благодаря которой все женщины от мала до велика ходили эдакими овечками. Все это было, разве не помните?
Первый удар по парикмахерскому бизнесу нанес в начале 90-х годов прошлого столетия откуда ни возьмись появившийся как бы французский салон красоты Ив Роше на Тверской (тогда еще это была улица Горького, та самая московская «золотая миля»). Заведение, кстати, существует до сих пор – на месте историческом, там раньше была Парикмахерская №1. Кстати, вот ведь совпадение - в день открытия этого первого салона красоты мимо с грохотом проходят танки по приказу ГКЧПистов, пытающихся свергнуть Горбачева. Но путчи заканчиваются, а стремление к красоте бесконечно. Важнейший факт, который нас интересует - это то, что тогда появилась уже не парикмахерская, а родился именно салон красоты.
И понеслось… Салоны красоты стали появляться один за другим, пытаясь отмежеваться от совковых парикмахерских. С этого момента и начинается отсчет салонного бизнеса.
Чуть позже из числа "салонщиков" выросли первые поставщики оборудования и косметики, а из тех, кто открывал салоны красоты для других владельцев, выросли первые консалтеры. Подтянулись журналисты, заметившие новую нишу. А затем была первая косметическая выставка. Когда к пирогу пришли маркетологи, стало окончательно ясно – красивый бизнес стал отраслью, в которой есть место многим и разным профессиям.
Поздравляю всех, кто работает в нашей индустрии с Новым Годом, и с двадцатилетием первых законов, открывших путь. Желаю всем процветания, развития, и - поменьше барьеров на пути.
26.12.2011
|