<< назад к списку
Консультанты окружают!
Вот что удивительно – консультантов намного больше, чем тех, кто сам себя так называет. Они просто окружают нас! Если я звоню своему приятелю, который разбирается в технике, прежде чем купить мобильный телефон или компьютер – то для меня это консультант. В отличие от стоящего за прилавком продавца-консультанта, от которого я жду только того, что он хочет мне впарить товар подороже. Мой приятель, который никогда не называет себя консультантом (и я его тоже!) на самом деле оказывает мне неоценимую услугу – помогает мне самому разобраться что в этой сложной технике мне действительно нужно, а что - просто модные фишки, которыми я все равно пользоваться не буду. Они мне не нужны.
После совета с приятелем я:
- Не переплачиваю лишнего за то, без чего могу легко обойтись
- Не упускаю деталей того, что действительно должно быть в технике (иначе неминуемо неудовлетворение)
- И что еще очень важно для меня - я чувствую плечо, локоть друга, которому не все равно. Я не остаюсь один на один с продавцом, которому лишь бы продать. И эта солидарность мне нужна!
Вот таких или подобных неформальных консультантов у меня много (думаю, у всех нас они есть!).
И при этом я сам консультант. Я так себя называю, и это моя профессия. Но консультант я на узком рынке – в салонном бизнесе. И далеко не во всем этом сегменте индустрии красоты. Потому что я ни разу не видел ни одного специалиста, который одинаково хорошо разбирался бы во всех вопросах создания салонного бизнеса, или его раскрутки. Кто-то архитектор, кто-то аналитик, кто-то проектант, кто-то просто бла-бла.
При сложных задачах нужна хорошо подобранная команда. Только она может сработать, а любой одиночка, как узкий специалист, подобен флюсу.
Так вот, если я в быту пользуюсь советами по сути консультантов-любителей (что нисколько не умаляет их значения), значит, я сам могу сформулировать как потребитель консалтинговых советов, чего я не могу ждать от консалтера:
- Никакого финансового соучастия, соинвестирования, партнерства. В конце концов, благами купленного с подсказки продукта я планирую пользоваться лично сам, какое тут может быть партнерство?
- Никакой эксклюзивности. Если я обращаюсь за советом, точно так же другие могут обратиться за тем же советом. И получают одно и то же мнение. В результате в своей группе друзей мы ходим с одними и теми же мобильниками, просто потому что данную модель в данный момент времени наш общий гуру считает оптимальной по соотношению цена-качество.
- Никакого всезнайства. Опять же потому, что не может один и тот же гуру одинаково хорошо разбираться в мобильниках, автомобилях и сковородках.
В итоге – я слушаю советы, я вникаю, я выбираю решение, но риски несу сам. А что и Sonyломается не хуже Samsung, я знаю не понаслышке – я был в сервисном центре Sony, и видел горы неисправной техники своими глазами. Кстати, после этого я стал значительно хуже относиться к этому бренду. А зачем вы мне показали заваленные ломьем коридоры? Вот чудаки – тратят столько денег на рекламу бренда, а такую малость, как убрать принятую на ремонт громаду бракованной техники с глаз долой не додумались.
Примерно то же самое, что перечислено выше ни я, как консультант, и думаю, что никто вообще не даст заказчику консалтинговых услуг. Хотя отличия, конечно есть – тот, кто берет деньги за консалтинг, он уже по любому отвечает за свои слова и действия. Хотя бы потому, что стоит ему облажаться, и никто больше денег не даст. Это страх. Но страх - далеко не единственный мотив делать свое дело хорошо. Есть поговорка – «не за страх, а за совесть». Определенно есть консультанты, которые просто любят свое дело. И любят делать не просто салоны, а настоящие «конфетки» . Ведь это творчество, это поиск и это находки! И работают такие на за страх, а за совесть.
Кроме того, «бла-бла» давно уже не проходит, клиенты от консультанта ждут работы. Ждут конкретных результатов. Только единицы из числа консалтеров по старинке работают как в Чикаго 30-х годов (из серии продал и убегай). Подобные ныне вымирают как динозавры, им уже никто не верит. Особенно после кризиса, который научил клиентов консультантов рациональности.
Александр Ходаков, консультант
Департамент создания салонного бизнеса КО «Фабрика Бизнеса»
Обсудить мнение в вэб-конференции 13.02.2011
|