Фитнес-индустрия: прибыльный престиж
Бизнес, связанный с организацией и работой фитнес-клубов, - новый для России. В свое время фитнес-движение в стране началось с тренировок на самодельных тренажерах в переоборудованных по инициативе энтузиастов пустых подвалах и лишь со временем превратилось в массовое увлечение.
Еще десять лет назад в России никто не рассматривал фитнес как выгодный бизнес и тем более никто не ожидал, что этот вид физической активности станет альтернативой пришедшему в упадок спортивно-оздоровительному комплексу страны.
Сейчас фитнесом в России занимаются 2 миллиона человек, а количество специалистов, работающих в этой сфере, превышает 18 тысяч. 10 тысяч спортивных клубов не испытывают недостатка в посетителях.
Фитнес-индустрия во всем мире является не только полезной, но и весьма прибыльной сферой. По данным Международной ассоциации оздоровительных, спортивных и теннисных клубов, доход этого вида бизнеса в 2000 году только в США составил 11,6 миллиарда долларов. Сегодня в США открыто более 17 тысяч фитнес-клубов, в которых активно занимаются 33 миллиона американцев.
Проведенные в США исследования показывают, что каждый доллар, вложенный в привлечение работников компании к программам физической активности, приносит до 3,43 доллара экономии за счет снижения расходов на медицинское обслуживание и оплату больничных листов.
В 1956 году в США был создан Президентский совет по фитнесу и спорту, председателями которого в разные годы были Арнольд Шварценеггер, Флоренс Гриффит Джойнер, Джорж Аллен. В состав совета входят 20 выдающихся граждан страны: от знаменитых спортсменов до известных ученых.
|
Фитнес-профессионалы, на старт!
Организация "фитнес-предприятия" - дело капиталоемкое. Но даже построив и оборудовав по последнему слову техники спортивный клуб, заинтересовав клиентов клубной картой или дополнительными услугами, сегодня уже нельзя быть абсолютно уверенным в успехе. Пожалуй, можно назвать два необходимых условия процветания фитнес-клуба: высокопрофессиональная команда, способная продвигать бизнес, и непрерывный поиск свежих идей, создание новых услуг.
Где взять эксклюзивных специалистов? Как повысить рентабельность заведения? Как найти неординарную идею? Это актуальные вопросы для современной фитнес-индустрии.
По мнению директора CMS Russia - отделения американской корпорации CMS Inc. на территории России Аллы БАЛЯСНИКОВОЙ, успех фитнес-клуба зависит от по-настоящему увлеченных квалифицированных людей, которые смогут вести за собой клиентов, предлагая все самое новое в этой области. Особенно это касается инструкторов: они не смогут заинтересовать клиентов, если им не интересно самим.
|
Алла Балясникова |
- Алла, а какие-то специальные знания и навыки необходимы для работы в этой сфере?
- Фитнес - очень специфический бизнес. Надо сказать, что познавать нюансы и тонкости "опытным путем" крайне нерентабельно. Тем, кто всерьез заинтересован в работе в индустрии фитнеса, важен вопрос: как построить фитнес-клуб "с нуля"? А это значит, что нужно разработать концепцию клуба, спланировать проектные работы, подобрать оборудование, продумать маркетинговую программу, обеспечивающую как имиджевую поддержку, так и выполнение бюджета продаж минимум в течение года, научиться управлению финансовой деятельностью клуба, подобрать и обучить персонал, в том числе инструкторов по фитнесу...
- А как происходит обучение инструкторов? Кто может стать профессиональным инструктором?
- Мы, например, стараемся приглашать людей со спортивным образованием. Но иногда и энтузиаст, имеющий опыт работы, после обучения становится отличным специалистом. Наличие сертификата, подтверждающего уровень квалификации, является одним из определяющих моментов при найме клубом инструктора. Наиболее престижные фитнес-инструкторы в мире - те, кто имеют сертификаты АСЕ (Американского совета по тренировке), некоммерческой организации, которая отстаивает позиции безопасного и эффективного фитнеса.
Конвенция: праздник обучения
Фитнес-профессионалы задались целью превратить в праздник не только занятия спортом, которые при ином подходе могут показаться утомительными, но и процесс обучения спортсменов и инструкторов. Так называемые Конвенции, которые, например, раз в год проводит World Class, сочетают в себе напряженную работу и приятную "тусовку", где встречаются старые друзья и приобретаются новые знакомства.
Главная цель Конвенции - овладение прогрессивными методиками фитнес-индустрии, в частности фитнес-менеджмента, финансового менеджмента, маркетинга, персонального тренинга, организации продажи фитнес-услуг, детского фитнеса, боевых искусств, правильного питания.
|
"Здесь есть все: мастер-классы ведущих мировых инструкторов, лекционный курс, выставка товаров, сопутствующих фитнесу", - рассказывает Алла Бапясникова.
- Что является гарантией качества специалистов?
- Все новые технологии и программы, которые предложены на наших семинарах и тренингах, мы в первую очередь "обкатываем" на себе. Многое приходящее с Запада несовместимо с нашими реалиями, что-то непонятно отечественным менее подготовленным менеджерам. Но в каких-то вещах, например в фитнес-программах, наши ведущие клубы имеют эксклюзивные разработки.
Одним из примеров удачного воплощения свежих идей стали фитнес-программы для детей. Современный человек может начать посещение фитнес-клуба с... 14 месяцев. В программе для самых маленьких - упражнения для освоения навыков равновесия, развития памяти, речи, мелкой моторики.
Программы для детей 5-9 лет включают изучение хореографии, карате, йоги. Дети 9-12 лет занимаются различными направлениями аэробики, силовыми упражнениями в детском тренажерном зале, а в 13-16 лет можно освоить стили современных танцев - от классической хореографии до funky и city-jam, а также заниматься в групповых программах.
В 1996 году была создана Ассоциация российских профессионалов фитнеса, которая подготовила 375 дипломированных специалистов по оздоровительной аэробике, аква-аэробикв и другим направлениям фитнеса. В 1999 году Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму образовал Координационный совет по фитнесу, председателем которого стала Ольга Слуцкер. Уже в 2000 году Координационный совет провел 49 семинаров, в которых приняли участие 619 человек.
|
Мысль о том, что спорт - это не только вопрос национального престижа, но и прибыльный бизнес, все чаще звучит в нашей стране на государственном уровне. В последнее время перспективы коммерческого развития отрасли открываются в том числе и для малого и среднего звена предпринимателей.
Для большинства фитнес-профессионалов занятие этим видом бизнеса - еще и ни с чем не сравнимое удовольствие, в основном связанное с ежедневным открытием новых и неординарных возможностей.
Авторы: Мария СИМОНОВА, Елена СУРГУЛАДЗЕ
Источник: Элитный персонал №10 (244) 19 марта 2002, http://www.ibs-m.ru/Press/press91.htm/
|