<< назад к списку
Альтернативный план создания Нью-Васюков. Или Потоки туристов текут не к вам?
Не буду пересказывать Ильфа и Петрова. Все читали. Все помнят, как понравилась жителям Васюков идея стать пупом земли.
Если продолжить мысль Бендера в современных терминах, то получим: Повышение имиджа Васюков, и как следствие, повышение инвестиционной привлекательности города.
Сегодня можно констатировать неразрывную последовательную связь этих двух явлений – чем лучше имидж города, тем выше его инвестиционная привлекательность, и тем лучше живут в нем люди. На сайте naukograd.obninsk.ru я нашла программу развития города Обнинска и там такие строки: «Создание привлекательного имиджа города – необходимая составляющая общей деятельности города, сопровождающая процесс привлечения инвестиций и экономического роста в целом.» Следовательно, имидж становится экономической категорией.
Имидж – это результат долгой и целенаправленной коммуникации с определенной целевой группой. Это ответ на вопрос: «Что должны думать возможные инвесторы (чиновники, бизнесмены, потенциальные туристы…) об этой местности?»
Я не буду замахиваться на полноформатное рассмотрение этой взаимосвязи. Я возьму узкую туристическую сферу.
Имиджем местности будет ответ на вопрос «А что у нас есть необычного, только нашего, на что стоит посмотреть и потом рассказать другим?». Думаю, что обычные чистые пляжи и хороший, даже отличный, сервис, будут строить репутацию очень долго, потому что, во-первых, они есть сразу во многих странах и городах, и, во-вторых, они ничем не удивляют. Нет удивления – нет силы эмоции при восприятии этой информации в журнале или в рассказе знакомого, который приехал оттуда. Нет эмоции – придется долго уговаривать поехать к нам, на чистый пляж. Долго – значит дорого. Придется платить за много раз повторенное обращение немаленького формата. Например, за такое: (приложения ни о чем 1-2). Значит, будем искать уникальность, необычность местности. Тогда дешевле будет. Уговаривать будет не надо. Захотят проверить без нудных уговоров.
Инвесторами будут не бизнесмены, а потенциальные туристы, которых надо сделать реальными. Суммы они могут принести немаленькие. Цунами в декабре 2004 года стали не только и не столько природной, сколько экономической катастрофой для стран, живущих туризмом. Кроме всего прочего, выросший поток туристов вынудит власти заняться дорогами, гостиницами, общепитом…
Теперь, внеся конкретность в предмет разговора, можно говорить о практическом аспекте. А конкретно - какими инструментами будем строить имидж? По-другому поставим вопрос: о ЧЁМ будем доносить информацию? ЧЕГО у нас есть интересного, удивительного, уникального, не как у всех? За счет ЧЕГО выделимся?
Все инструменты разделим на пассивные и активные.
Пассивные. Уровень восприятия информации для конечного получателя - «расскажи-покажи». Задействуется память уха и память глаза. Расскажи в статье, покажи в иллюстрации, «Чем мы вас будем отдыхать и развлекать». Информация распространяется опосредованно, односторонне (от нас) и массово – через СМИ, полиграфический материал – с помощью рекламоносителей, с которыми не поговоришь. Можно этот процесс назвать зазыванием и соблазнением приехать.
Это рассказ и показ следующего объекта, имеющего отношение к местности:
- известные личности, имеющие отношение к местности
- коммерческие достопримечательности местности
- традиционные культурные события
- святые места и предметы
- литературные события и герои, имеющие отношение к местности
- странные музеи
- уникальные лечебные учреждения и условия
- странные памятники
- климатические, геологические, палеонтологические и ландшафтные «рекорды»
- спортивные события местности – как разовые, так и традиционные
- сверхъестественные события и существа, имеющие отношение к местности
- мифические, былинные и сказочные герои и события, как имеющие естественное отношение к местности, так и привязываемые искусственно
- исторические события, имеющие отношение к местности
- исторические и архитектурные памятники местности
- национальная кухня и напитки местности
- тематические фестивали, карнавалы, праздники, проводимые традиционно
- музеи
- странные архитектурные сооружения
- коммерческие мероприятия
- воссоздание чужого национального колорита
- развлекательные заведения
- странные праздники, фестивали, проводимые традиционно
- описание и показ страны в книгах и кинофильмах для широкого круга читателей и зрителей
Активные. Уровень восприятия «вовлеки». Задействуется память тела – самая сильная память. Вовлеки в диалог со знатоком – человеком, обслуживающим этот артефакт. Информация распространяется лично и выборочно – через людей, которых можно и поспрошать.
Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Мы сами приедем к вам и все наглядно покажем. И потом вы, может быть, приедете к нам.
Это вынос за пределы местности и воссоздание в физическом пространстве артефактов, связанных с идеей местной особости:
- Фестивали национальной музыки
- Фестивали национальных танцев
- Фестивали национальной одежды
- Фестивали национальной кухни
- национальная кухня «на выезде» - постояннодействующие (в отличие от фестиваля кухни) рестораны национальной кухни вне местности и экспорт готовых блюд и напитков
- «Дни местности» на выезде – выставки, ярмарки…
- народные промыслы местности и сувенирная продукция на экспорт
- Национальные сады и парки «на выезде» - сады, созданные по национальным канонам в другой стране.
- национальные бани «на выезде»
- Национальные памятники-символы «на выезде»
- национальные культурные центры
При всем при этом я не буду рассматривать факторы, встречающие туристов на месте – транспорт, гостиницы, вокзалы, сервис… Моя профессия – соблазнить человека приехать. Наверно, чья-то профессия – не разочаровать его. И пока нет уверенности, что разочарованных будет минимум (я понимаю, что на всех не угодишь…), то и соблазнять не имеет смысла. А то вся реклама превратится в антирекламу очень быстро. И сила антирекламы будет гораздо больше, так как, во-первых, плохому верим быстрее, и во-вторых, антиреклама будет в лицах, красках и интонациях разгневанных людей.
Поскольку я практик¸ то и подойду к предмету разговора практически. Я сейчас рассмотрю некоторые инструменты из списка вольно выбранные – активные и пассивные - и приведу примеры. А читатель может взять каждый и «померить» на свою ситуацию.
Пассивные инструменты построения имиджа территории (страны, района, города, края…):
Известные личности, имеющие отношение к местности
С 31 марта по 4 апреля Дания будет отмечать 200-летний юбилей Ганса Христиана Андерсена. Карнавал, посвященный этому событию, пройдет в Оденсе (родном городе сказочника) и датской столице – Копенгагене. На торжество приедут члены королевской фамилии, а начало праздника по размаху не уступит церемонии открытия Олимпийских игр.
Источник: Лиза №8 2005 год
Коммерческие достопримечательности местности
МУЗЕЙ БРЕНДА: "МИР COCA-COLA"
Существует множество пространств бизнеса в стиле шоу, которые никак не связаны с розничной торговлей. В этом случае шоу напоминает, скорее, музей или тематический парк компании или бренда. Одно из таких шоу "Мир Coca-Cola"; оно располагается лишь за три мили от штаб-квартиры компании в городе Атланте.
В течение многих лет покупатели приезжали в Атланту в надежде приобщиться к Coca-Cola, посетив какую-нибудь экскурсию или музей в этом городе. Наконец, в 1990 году компания создала собственное шоу. "Нашей целью, - говорит Фил Муни, директор Архивного управления Coca-Cola, было помочь городу возродить его деловой центр, откликнуться на просьбы потребителей, дать им то, чего они так долго хотели, и сделать историческое заявление: "Дом Coca-Cola - Атланта, здесь мы прожили 100 лет и проживем еще намного больше".
Святые места и предметы
Коралловая чаша (потир), из которой, по преданию, пил Христос во время тайной вечери, сегодня хранится в алтаре особой часовни святого Потира кафедрального собора г.Валенсия (Испания). Чаша Христа – главная святыня Валенсии.
Источник: материалы журнала Лиза
Странные музеи
В каталонской провинции Жерона есть музей, посвященный деревянному башмаку. В нем представлены самые разнообразные модели обуви, изготовленной из особых пород произрастающей в этих краях черной сосны.
Источник: Материалы журнала Добрые советы
Странные памятники
В Омске всеобщей любовью пользуется памятник сантехнику дяде Васе, вылезающему из люка. Сердобольные граждане подносят ему то кружку пива, то сигаретку. Василий добродушно улыбается. Омичи даже примету новую придумали. Говорят, что у того, кто приобнимет дядю Васю, в доме никогда не будут течь краны. Вот сам памятник: (приложение дядя Вася). Очень похож на памятник «Дяде Яше» ,который стоит около здания красноярского городского «Водоканала»: (приложение дядя Яша)
Источник: материалы журнала Лиза
Сверхъестественные события и существа, имеющие отношение к местности
Чудеса начинаются в столице страны – Осло. В замке Архешус, говорят, водятся привидения. В здешних подземельях когда-то томились заключенные, в то время как наверху, в роскошных просторных залах, проводились великосветские приемы. На экскурсии тебе расскажут, что и сейчас по ночам беспокойные призраки узников разгуливают по замку.
Источник: Лиза №6 2005 год стр. 80
Мифические, былинные и сказочные герои и события, как имеющие естественное отношение к местности, так и привязываемые искусственно
Крит - самый большой из 777 греческих островов и островков. Он отделяет Эгейское море от Ливийского и Европу от Азии.
Судя по греческим легендам и мифам, в древние времена Крит был не самым спокойным местом. Здесь мать прятала малолетнего Зевса от гнева его родного отца. Сюда же, на остров, повзрослевший громовержец привез похищенную у финикийцев красавицу Европу. На острове девушка родила от бога сына Миноса, ставшего правителем Крита. В его царствование на острове появилось хищное чудовище, Минотавр. Царь велел придворному инженеру по имени Дедал выстроить ловушку
Лабиринт, из которого Минотавр не смог бы выбраться. А чтобы тайна сооружения не стала известна широкой публике, заодно запер в Лабиринте самого строителя и его единственного сына Икара. Выбираясь оттуда, они оказались на краю неприступной скалы над морем. Тогда-то и пришлось Дедалу сделать себе и сыну крылья из воска и перьев. Икар во время эксперимента погиб, а Дедал выжил и до конца дней посылал проклятья на голову царя.
Источник: материалы журнала Лиза
Национальная кухня и напитки местности
Крепкий напиток, именуемый «водка», в России любим и почитаем. За свою историю почти в пять веков водка неоднократно подвергалась репрессиям и гонениям со стороны власть предержащих. Но она никогда не склоняла сургучной головки – даже перед позднее ее изобретенными джином, виски, шнапсом, саке, ромом, не говоря уже о мексиканской текиле и всякой там индонезийской бамбузе.
Источник: Аэрофлот – российские авиалинии апрель 2003 стр. 85
Странные праздники, фестивали, проводимые традиционно
Фестиваль Хадака Мацури в Окаяма (Япония)
Говорят, что поймать удачу невозможно. Возможно, но только В Японии. Хадака Мацури, или праздник голых мужчин, отмечается по всей Японии, но особенно весело проходит в Окаяме. К полуночи перед местным храмом собирается толпа мужчин, одетых исключительно в набедренные повязки: (приложение голые мужики)
Активные инструменты построения имиджа территории (страны, района, города, края…):
Фестивали национальной музыки
Есть реальный шанс услышать самурайские песни в исполнении настоящего самурайского ансамбля. Как и оркестр гагаку, храмовый ансамбль барабанщиков, бамбуковую флейту сякухати и другие экзотические инструменты - в Москве открылся V международный фестиваль японской музыки "Душа Японии". До конца года в консерватории и других столичных залах можно слушать классическую и современную японскую музыку. Мало того, в рамках фестиваля пройдут мастер-классы игры на национальных инструментах и классического японского танца, выставки цветов и антиквариата, демонстрации японских боевых искусств.
Источник: Cosmopoliten №10 2003 год
Фестивали национальной кухни
В Нижнем Новгороде открылся необычный кулинарный театр. Пришедшие на представление смогут не только увидеть увлекательное театрализованное действие, но и отведать изысканные блюда. Авторы проекта говорят, что понять культуру другой страны или государства можно через его национальную кухню. В кулинарном спектакле принимают участие повара, официанты и гости.
Источник: Лиза, №9 2006 год
Народные промыслы местности на вывоз
Визитная карточка Оренбургской области - пуховый Платок. Невесомый, тонкий, как паутинка, он согревает даже в самую лютую стужу. Поддевки и шарфы из козьего пуха вязали местные жители с незапамятных времен. Но они были сплетены "глухой", без узоров, вязкой. А первый ажурный оренбургский платок появился только в 1770 году. Его связала Алена Рычкова, жена видного русского историка. Уже в XIX веке оренбургские Платки стали появляться на международных выставках. "Ягодка", "соты", "мушки", "кошачьи лапки", "рыбки" - колоритны и необычны названия узоров. Отличить оренбургское чудо ОТ подделок очень просто – настоящий платок можно протащить сквозь кольцо.
Источник: Лиза №8 2005 год
Национальные сады и парки «на выезде» - сады, созданные по национальным канонам в другой стране.
В ботаническом саду Академии Наук России в Останкино есть уникальный японский сад. Там буквально замираешь от красоты и совершенства природы. Место для сада было специально выбрано японскими архитекторами в соответствии с канонами восточной пейзажной композиции – на пологом склоне холма. Здесь акклиматизированы растения, характерные для Японии, построены японские чайные домики, беседки, скамейки, разбит традиционный сад камней. В чайных домиках проходят выставки икебаны, а в дни национальных праздников посольство Японии устраивает здесь традиционное чаепитие. (Это еще и фестиваль национальной кухни - И.И.)
Источник: Материалы журнала Лиза.
Национальные культурные центры
Турецкая деревня. В городе Касивадзаки на севере Японии открыт Турецкий культурный центр, который знакомит местных жителей с национальными обычаями и особенностями столь далекой от Японии страны. «Так вот какова Турция! - воскликнул Кийоси Ито, один из посетителей центра, увидев танец живота, который исполнила приехавшая из Турции актриса. - Мне 75 лет, и я в жизни еще такого не видел… «Турецкая деревня, как называется этот культурный центр, пользуется необыкновенной популярностью у японцев и иностранных туристов.
Источник: Оригинальные формы зарабатывания денег М., 1998. стр. 45
24.03.2012
|