Что такое туристический бизнес
По термином "туристический бизнес" скрываются весьма различные виды деятельности, у каждого из которых - своя специфика. Давайте определимся в главных характеристиках туристического бизнеса.
Туристская индустрия, в соответствии с российским законодательством, представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия туризма располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономики.
Наиболее заметную роль в туристской индустрии играют организации, занимающиеся формированием и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных услуг.
В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида таких организаций: туроператор и турагент.
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в РФ" под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.
Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения, питания, экскурсионные услуги и т.д.
Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его продвижение путем участия в специализированных ярмарках, выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п.
Реализация сформированного турпродукта может осуществляться несколькими способами.
Туроператор может реализовывать турпродукт через турагентов. При этом на него ложится ответственность за качество реализуемого турпродукта и достоверность предоставляемой информации перед туристом. Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле).
Не все туроператоры одинаковы. Существуют туроператоры, которые отправляют туристов за рубеж по договоренности с принимающими операторами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивает проезд и организовывает предоставление внутримаршрутного транспорта. Другие туроператоры работают на приеме, то есть формируют туры и программу обслуживания в месте приема туристов. При этом используются прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, развлекательными заведениями и т.п.)
Турагенты, как правило, занимаются только реализацией турпродукта туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно на туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение.
Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом РФ "Об основах туристкой деятельности", понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не формирует турпродукт, а покупает его у туроператора готовым к реализации. Особенности реализации турпродукта турагентом состоят в следующем:
- Турагент реализует туристу сформированный туроператором тур, то есть те условия, которые предлагаются туроператором. При этом турагент является только посредником между туристом и туроператором. Предел его ответственности ограничивается надлежащим предоставлением полной информации о условиях путешествия, правах и обязанностей туриста, третьих лиц и т.п.
- При наличии у туриста каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных туристских услуг, их рассмотрение осуществляется туроператором в порядке, предусмотренном договором.
- При непосредственном взаимодействии с туристом турагент может подобрать того туроператора, предлагающего турпродукт того качества и в том объеме, который необходим в данном случае.
В предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, туристическая фирма предлагает сформированный ею тур по Испании, выступая как туроператор. В то же время она реализует тур в Финляндию, сформированный другим туроператором, выступая как турагент.
Кроме того, туризм делится на въездной, выездной и внутренний:
1. Въездной туризм - путешествия в пределах России лиц, постоянно не проживающих на ее территории;
2. Выездной туризм - путешествия граждан России и лиц, постоянно проживающих на территории России за рубеж;
3. Внутренний туризм - это путешествия в пределах России граждан России и лиц, постоянно проживающих на ее территории.
ВАЖНО:
Для туроператоров
В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в РФ" с 1 июня 2007 года осуществление туроператорской деятельности допускается при:
1. наличии у юридического лица финансового обеспечения в форме договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, на сумму:
- для туроператоров по международному туризму - 5 млн. руб. (с 01.06.08 - 10 млн. руб.),
- для туроператоров по внутреннему туризму - 500 тыс. руб.
2. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров.
Для турагентов
Предлагается регистрация в добровольном Общероссийском генеральном реестре турагентов. Держатель реестра Российский Союз Туриндустрии, техническая поддержка "Тонкости продаж", юридическое сопровождение и выдача бланков Юридическое Агентство "Персона Грата"
|