Закономерный результат Российский франчайзинг буксует в отсутствие нормативной базы
Франчайзинг в России переболел всеми положенными детскими болезнями и почти готов превратиться в сильный взрослый организм. Однако пора отрочества продлится до тех пор, пока из Гражданского кодекса не будут вычеркнуты стыдливые упоминания о «коммерческой концессии», на смену которым должен прийти полноценный закон о франчайзинге. В наступившем году этой борьбе участники рынка обещают посвятить все свои силы.
Одно из ключевых событий на рынке розницы одновременно стало центральным и в сегменте франчайзинга: слияние «Пятерочки» и «Перекрестка» вызвало большой переполох. Появившийся в результате сделки гигант продуктового ритейла в стремлении нарастить капитализацию, как и предсказывал «Бизнес-журнал», занялся «сбором камней». Сегодня Pyaterochka Holding N.V. активно скупает бизнесы своих региональных партнеров, диктуя им при этом крайне жесткие условия продажи. По прогнозам экспертов, уже к середине наступившего года как минимум половина из тысячи франчайзи «Пятерочки» вынуждена будет сделать нелегкий выбор в пользу продажи бизнеса бывшему патрону. Однако самое громкое событие — еще не значит единственное.
Ретроспектива
Если отбросить эффектные показатели продуктового ритейла, где 60% оборота приходится на франчайзи «Пятерочки», то оборот всех франчайзинговых бизнесов в нашей стране составит всего 1,2–1,5 миллиарда долларов. По сути, франчайзинг в России по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Впрочем, это означает еще и обширные перспективы для роста этого сегмента. Число игроков, применяющих франчайзинг в качестве основного инструмента развития бизнеса и географии присутствия, растет на глазах. По данным компании «Магазин готового бизнеса», сейчас в России работает около 500 франчайзеров и примерно три тысячи франчайзи, тогда как в 2005 году, согласно статистике Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), на отечественном рынке действовало лишь 250 франчайзеров. Совокупные объемы пока не поражают воображение, однако динамика налицо.
Не удивительно, что практически все эксперты рынка согласны с тем, что прошедший год стал на редкость удачным для франчайзинга. А сколько новых имен! Поиском франчайзи занимались Mascotte, «Терволина», «Техносила» и более трех десятков компаний второго эшелона. Была продана первая франшиза гипермаркетов «Мосмарт», свою франчайзинговую программу обновил «Интурист». Российские компании заметно активизировались в сфере покупки западных франшиз: все громче звучат названия Pascucci, Peacocks, Best Western. Наблюдатели зафиксировали и совокупный рост числа проданных франшиз. Свою первую субфраншизу наконец-то продала «Бразерс и компания», активизировал франчайзинговое направление холдинг Аркадия Новикова, вовсю расширялись сети фитнес-клубов.
Одним из самых динамичных игроков следует признать и Carlo Pazolini. В прошлом году новые обувные салоны под этой маркой открывались в Москве, Новороссийске, Воронеже, Калининграде, Краснодаре, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Самаре, Туле, Ярославле и других крупных городах страны. Кроме того, по словам директора департамента розничной торговли Carlo Pazolini Риммы Тепловой, компания планирует значительно усилить свое присутствие на рынках Белоруссии и Украины.
— Очевидным лидером отечественного франчайзинга в прошлом году оставался сектор розничной торговли — около 40% от общего числа франчайзеров России, — говорит Нина Семина, руководитель департамента развития франчайзинга «Магазина готового бизнеса». — При этом стратегия развития компаний-франчайзеров не изменилась: компании открывают собственные дочерние предприятия преимущественно в Москве, часто в Санкт-Петербурге и иногда в миллионниках, тогда как в другие города России, как правило, продаются именно франшизы.
Больше всего новых франчайзеров в 2006 году появилось в сфере розничной торговли одеждой, среди которых российская франшиза Sultanna Frantsuzova и международный брэнд сети магазинов одежды Pietro Filipi. Ставку на франчайзинг сделали и многие компании, занятые розничной торговлей бижутерией и аксессуарами. Практически одновременно на российском рынке были предложены франшизы от Nomination, Pilgrim и Courtney G. Появились новые предложения на рынке косметики и средств ухода. Яркий представитель этого направления — чешская марка натуральной косметики Manufaktura.
На втором месте по количеству проданных франшиз оказался сектор общественного питания, где сегодня действует четверть представленных в стране франчайзеров. Вот только новых концепций в сфере общественного питания появилось не так много. Здесь в числе редких инноваторов следует упомянуть «Якудзу» и «Канпай».
Замыкает тройку лидеров сегмент услуг, в котором действует более 15% франчайзеров. В отличие от общепита здесь не было недостатка в оригинальных идеях, которые демонстрировали мастерская игрушек «Собери друзей», ателье «Проворный ткачик», «Звездный альманах» и школа танцев Dance Club.
По всем остальным направлениям в течение прошлого года приходилось фиксировать лишь редкие находки. Так, на рынке недвижимости ярким событием стал выход на российский рынок международного агентства «Century-21-Russia», повышенный интерес к франчайзингу проявили и туристические компании: свои силы пробовали новички — Blue Sky, «Скатертью дорога», Helios Travel и другие. Любопытные франшизы в сегменте фитнеса предложили X-Fit и World Class (этот известный франчайзер вывел на рынок марку «Физкульт»). На медицинском фронте быстрыми темпами продолжала отстраиваться франчайзинговая сеть «Инвитро» — при полном отсутствии заметных предложений со стороны конкурентов.
Очевидный аутсайдер 2006 года — производственный франчайзинг: новых предложений нет. Что же касается ветеранов, то на слуху оставались «Мастерфайбр» (изготовление покрытий) и «Алина» (производство современных облегченных респираторов).
Виды на урожай
Что нового принесет на российский рынок франчайзинга 2007 год? Аналитики уверенно говорят о продолжении количественного роста предложения, так что по темпам развития франчайзинга (но не по совокупным объемам) Россия не сдаст лидирующих позиций в мире — благодаря «эффекту базы». При этом наибольшей активности эксперты ожидают прежде всего в сфере услуг.
— Стоит особо отметить: за последний год изменились подходы предпринимателей к объемам средств, которые они готовы инвестировать в тот или иной франчайзинговый проект, — утверждает Нина Семина. — Так, если в 2005 году, покупая франшизу, предприниматели готовы были инвестировать в предложение франчайзера не более 35 тысяч долларов, то 2006 год показал, что в среднем инвесторы готовы вкладывать уже куда большие суммы — до 50 тысяч долларов. Судя по всему, большинство франшиз, которые будут проданы в наступившем году, разместится именно в этом ценовом диапазоне — от 35 тысяч до 50 тысяч долларов.
— Российская экономика открывает сегодня огромный простор для дальнейшего развития идей франчайзинга, а спрос на интересные франшизы превышает предложение, — уверен глава компании «Мастерфайбр» Валерий Митякин. — В стране множество людей, готовых вложить деньги в перспективный и надежный бизнес. Я уверен, что если идея франчайзинговой концепции хороша, если в ней действительно заложена прибыль для франчайзи благодаря качественному продукту или услуге, а у руля компании-франчайзера стоят профессионалы, знающие, как раскручивать свой брэнд, то успех просто неизбежен.
Что ж, примеров такого рода все больше — достаточно вспомнить о Savage: за короткое время под знамена этой франшизы встало более 90 партнеров.
Увы, любые позитивные изменения на российском рынке франчайзинга происходят вопреки российскому законодательству, а не благодаря ему. «Действующая нормативная база не только не поддерживает франчайзинг как прогрессивное экономическое явление, но и в совершенно явной, недвусмысленной форме мешает его развитию», — подчеркивает Валерий Митякин. Действительно, понятия «франчайзинг» в 2006 году в российском законодательстве так и не появилось, потому остается довольствоваться «коммерческой концессией» — странным порождением бюрократических умов.
— Глава 54 ГК о коммерческой концессии является сегодня самым одиозным и безграмотным законом во всем нашем Гражданском кодексе. Я знаю, о чем говорю, потому что, создавая с нуля свой брэнд, прочувствовал на практике всю противоречивость и бюрократическую бессмыслицу этого закона, которая вылилась в тысячи часов ненужной работы, в необходимость решать неинтересные, навязанные проблемы, — возмущается Валерий Митякин. — От других франчайзеров можно услышать и более резкую оценку существующего закона, а самые убийственные комментарии об этом глупейшем из действующих российских законов можно прочесть на сайте РАФ. Законодателям пора обратить внимание, что в нашей стране все-таки существует и развивается именно франчайзинг, а не выдуманная неизвестно кем мифическая «коммерческая концессия». Этот одиозный закон пора отменить. Думаю, именно в этом состоит стратегическая задача российского франчайзинга в 2007 году. РАФ, понимая, что внимание следует уделять ключевым проблемам, уже подготовила свои предложения по новому закону о франчайзинге, основанные на лучшем мировом опыте. И вот мой прогноз: скоро мы сможем вести разговор с ведущими франчайзерами мира на одном языке и даже начнем продажу российских франчайзинговых концепций за рубеж!
Члены нашей Ассоциации уверены, что одним из основных препятствий в развитии российского франчайзинга является нормативная база. В 2007 году РАФ планирует провести стратегическое наступление на главу 54 ГК РФ («Коммерческая концессия»), чтобы создать эффективный закон о франчайзинге, который будет способствовать развитию этого направления бизнеса в стране. Для этого на ежегодном общем собрании членов РАФ будет создана рабочая группа по подготовке законопроекта. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому небезразлична судьба франчайзинга в России. Уверен, что после реализации этих планов в 2008 году наступит очередной этап, который уже можно будет в полной мере считать этапом стремительного развития франчайзинга в стране.
Российский франчайзинг до сих пор недостаточно прозрачен. Доступная статистика отсутствует, но, по нашим оценкам, за минувший год было продано не менее 100–120 франшиз. Это исторический рекорд для отечественного рынка. При этом большинство франшиз продают сами франчайзеры, на франчайзинговых брокеров приходится менее 30% рынка. Одновременно проблем у российского франчайзинга становится все больше, а львиная их доля связана с тем, что франчайзи, набравшись опыта, начинают запускать свои собственные проекты — как это сделал, например, «Р-фитнес», партнер Reebok. Это может повысить настороженность франчайзеров, что приведет к снижению продаж франшиз. Впрочем, мы ожидаем, что в следующем году франчайзинг продолжит развиваться, хотя темпы его роста могут несколько снизиться.
Одиночным предприятиям сегодня практически невозможно справиться с усиливающейся экспансией федералов и крупных региональных сетей. Выбор есть: по сравнению с 2005 годом количество предлагаемых франшиз увеличилось вдвое. Например, сегодня по франчайзингу работают 17 универсамов «Копейка», еще 20 магазинов находятся на стадии запуска в эксплуатацию. По-прежнему лидирует здесь розница. Именно в этом секторе экономики представлено наибольшее количество франчайзинговых предложений. В большинстве случаев стоимость франшизы в рознице колеблется от 10 до 50 тысяч долларов. Однако не следует забывать, что потребуются также средства на реконструкцию объекта недвижимости, закупку товара и торгового оборудования.
Новейшая история
Историю становления и развития франчайзинга в России можно условно поделить на несколько этапов.
Проба пера (1993–1998). На российском рынке появились первые отечественные и зарубежные франчайзинговые предприятия: «Защищенное качество — Довгань», «Сабвей», «Баскин Роббинс», «Эконика», «Ростик’с» — всего около двух десятков. Однако нестабильная экономическая и правовая ситуация в стране, отсутствие знаний и опыта ведения бизнеса в такой форме на специфическом российском рынке и, в конечном итоге, дефолт 1998 года привели к тому, что некоторые российские франчайзеры сошли с дистанции, а иностранные — вернулись домой. Остались самые стойкие, сумевшие адаптироваться к нашему рынку, но и у этих компаний дела шли нелучшим образом.
Эйфория (1999–2003). В этот период благодаря выставкам и региональным семинарам, проводимым РАФ, о франчайзинге узнало огромное число бизнесменов. В Ассоциацию практически ежедневно обращались предприниматели с просьбой дать им «рыбу» франчайзингового договора, чего персонал Ассоциации никогда не делал. При этом нередко у предпринимателей не было даже зарегистрированных компаний — одни лишь идеи! Зато общее количество компаний, заявивших о себе как о франчайзерах, выросло до ста.
Предложение росло, но спрос оставался на низком уровне. С одной стороны, в умах предпринимателей еще была свежа память об аферистах сетевого маркетинга, они не понимали существенной разницы между этими формами ведения бизнеса. C другой, потенциальные франчайзи не знали, что делать с франшизами: будет ли выгоднее платить деньги за брэнд, или все же проще начинать свое дело с нуля. Да и сами франшизы того времени были откровенно «сырыми».
Впрочем, эта ситуация, возможно, спасла наш рынок от волны франчайзинговых афер, которая накрыла Соединенные Штаты Америки в семидесятые годы прошлого века и стала стимулом к принятию закона о раскрытии информации о франшизах (UFOC).
Осмысление (с 2003 года). Текущий период продлится до 2008-го. Франчайзеры поняли: без должной подготовки им трудно будет убедить потенциальных партнеров в выгодах совместной работы. Доказательством тому служит быстрый рост таких компаний, как «Грильмастер», «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Села», «Бельпостель», Glance и многих других. Свою роль сыграло и появление консалтинговых компаний, профессионально занимающихся подготовкой и продажей франшиз.
Валерий Перков, главный менеджер РАФ
|