<< назад к списку
Положение российского франчайзинга на начало 2011 года
По итогам 2010 года в России насчитывается порядка 485 франчайзеров. Количество, едва превышающее показатели Греции, население которой в десять раз меньше чем у нас. Однако, не все так печально. По данным компании "Г. М. Р. Планета гостеприимства", Россия опережает другие страны с большим отрывом по приросту количества точек открытых по франшизе – за последние три года прирост составил около 98%!
Больше половины франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5% - это более молодые франшизы. 62% рынка занимают отечественные бренды. Набольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей).
Если в России франчайзинг развивается, в основном, в ритейле и общепите (46% и 22% соответственно, по данным E.M.T.G., или 57% и 16%, по данным РАФ), то в США больше распространены франшизы в B2B-сфере (28%) и fast food (24%), а ритейл-франшизы занимают лишь 9%. Не в последнюю очередь это связано с финансовой составляющей - за рубежом ставки по кредитам для франчайзи могут быть ниже 7% и даже 4% - во Франции (данные E.M.T.G.). Тогда как в России - единственный аналог таким кредитам - кредитные программы для малого бизнеса, ставки по которым не ниже 18%. Отчасти, поэтому потенциал развития франчайзинга в России огромен, но при этом довольно рискован.
Ранее эксперты высказывали предположения, что в кризис ритейлеры стали экономить на франчайзинге и переключились в основном на развитие, а иногда буквально - спасение, собственных точек.
Консультанты КО Фабрики Бизнеса, подытоживая данную информацию, сообщают, что кризисный период не имел сильного негативного эффекта на российский франчайзинг. Без какой-либо помощи, только за счет собственных ресурсов франчайзинговые сети смогли пройти через встряску 2008-2010 годов, не понеся серьезных потерь, доказав свою жизнеспособность.
31.01.2011
|