Аптечный бизнес
Аптеки, наряду с продовольственными магазинами, в досоветской России обычно относились к сфере семейного бизнеса. Сегодня редкая семья сможет позволить себе держать аптечную лавку - слишком высока конкуренция в отрасли, а после принятия нового отраслевого стандарта для фармацевтического бизнеса, административные барьеры стали также почти непреодолимы. Однако если у вас есть несколько десятков тысяч свободных долларов - перспективы перестают казаться столь уж беспросветными.
Однако начнем по порядку. Все аптечные организации по характеру деятельности подразделяются на изготавливающие лекарственные препараты по рецепту врача и продающие готовые лекарственные средства, а также на собственно аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски и аптечные магазины. Разница между ними заключается в перечне лекарств, разрешенных к отпуску, ряде сопутствующих услуг и, конечно же, длинном списке нормативных требований.
Традиционно самыми прибыльными являются аптечные пункты, окупаемость которых в удачно выбранном месте достигается за полгода. Однако есть один ключевой момент: аптечный пункт является структурным подразделением, а значит, для начала придется открыть аптеку, перечень требований к которой (а значит и вложений), на порядок выше. И окупается она соответственно не быстро - в лучшем случае два года.
Хотя некоторые российские умельцы додумались до следующего красивого решения: открывают аптеку где-нибудь на окраине с символической стоимостью аренды, а после запуска нужного количества аптечных пунктов в нужных местах, закрывают саму аптеку на бессрочный ремонт (к чему нести дополнительные расходы?).
Так бы и развивался аптечный бизнес семимильными шагами, открывая аптечные пункты на каждом перекрестке (благо рынок еще далек от насыщения), но наши "законотворители" решили иначе и приняли в 2003 году судьбоносный отраслевой стандарт, в одночасье "выкосивший" половину малого бизнеса из этой сферы. Желая оградить потребителей от фальсифицированных лекарств, а может - пролоббировать интересы крупных аптечных сетей - существуют различные версии на этот счет, - законодатели значительно повысили требования к минимальной площади аптечных организаций (не менее 60 кв.м вместо прежних 12 кв.м), чем сразу же поставили большую часть собственников небольших аптек в разряд аутсайдеров. И хотя последующее разъяснение Минздрава разрешило доработать действующим аптекам до конца срока текущей лицензии, для ее продления придется привести свои помещения по составу и площадям к требуемому стандарту (читайте - закрыться).
Теперь, покончив с душещипательной первой частью, перейдем к вопросам открытия аптек в современных условиях.
Итак, первое, что вам необходимо иметь, если вы желаете открыть аптеку, - это помещение общей площадью не менее 75 кв.м. На этой площади должны располагаться следующие обязательные помещения: производственные (60 м.) - торговый зал, помещение приема и распаковки товара, помещения хранения; административно-хозяйственные (13 м) - обособленное место руководителя и бухгалтера, гардеробная или шкаф, помещения персонала, архив; санитарно-бытовые (2 кв.м) - уборная со шлюзом и место хранения уборочного инвентаря.
Не стоит говорить, что все аптечные организации должны быть оснащены централизованными системами электро-, водоснабжения, отопления, приточно-вытяжной вентиляцией и канализацией. Также помещения хранения лекарственных препаратов должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха, а вся площадь аптеки оборудована светозвуковой, противопожарной и охранной сигнализациями и находиться под круглосуточным централизованным наблюдением. Кроме прочего, все помещения аптечной организации должны быть функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций.
Несколько слов о ремонте. Для отделки стен и потолков необходимо использовать только материалы, допускающие влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов и имеющие высокий коэффициент светоотражения. Пол должен быть утеплен и покрыт линолеумом (с заваренными швами) или керамической неглазурованной плиткой.
Учитывая все требования (мы привели только некоторые из них), только отделка помещения потянет на несколько тысяч долларов, и это без дизайнерских изысков, которые, к слову, в аптеке и ни к чему. Не забывайте и об оборудовании: стеллажи, шкафчики, сейфы для хранения отравляющих и наркотических средств, холодильники и др. - в целом потянут тысяч на 5-8 долларов для аптеки и 1,5-3 тысячи для небольшого аптечного киоска. А ведь мы еще не учитывали вложения в закупку товара, заработную плату сотрудников, изготовление вывески и прочее.
Теперь рассмотрим организационные вопросы. Даже если у вас достаточно свободных денег для открытия аптеки, необходимо соблюсти ряд требований. Это и получение "паспорта аптеки" а также лицензии на розничную торговлю медпрепаратами. Не все так просто и с подбором персонала. Прежде всего, необходимо всем сотрудникам (кроме уборщиц, называющихся санитарками) иметь фармацевтическое образование. При этом руководство аптечной организацией должен осуществлять провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. И к подбору заведующего необходимо подходить особенно тщательно - именно он будет формировать ассортимент аптеки, а значит, в значительной степени распоряжаться вашими свободными денежными средствами.
Итак, основные затраты подсчитаны - перейдем к нашей любимой части - возможным доходам. Несмотря на высокую наценку (от 20 до 40%), рентабельность продаж в аптечной сфере не так высока - около 10%. Вместе с тем, у аптечного бизнеса есть и своя приятная специфика - низкая чувствительность населения к цене (сразу оговоримся - при условии, что аптека расположена на бойком месте). Другими словами, большая часть лекарств покупается населением в аптеках, расположенных у дома или по пути с работы домой - и несколько рублей разницы мало кого заставят сменить привычный маршрут. Исключение составляют дорогостоящие препараты - большая часть населения их предпочитает приобретать только в аптеках, (не киосках и пунктах!) - однако сама аптека в любом случае будет выбиваться из расположенных по близости. Отсюда вывод - единственное ключевое решение, которое вам необходимо принять - правильно выбрать место.
Согласно московской статистике, средняя сумма чека в аптеке составляет порядка 150 рублей, а в аптечном киоске - около 70 рублей. Сделав поправку на региональную покупательную способность (пусть 80 и 40 рублей соответственно) несложно подсчитать возможный выторг при проходимости 100 человек в день - 8000 и 4000 рублей соответственно. И такой результат считается очень даже неплохим.
На первый взгляд аптечный бизнес не кажется столь уж привлекательным, однако это утверждение верно лишь для одиночных аптек. Аптечные сети - вот источник действительно больших доходов. Оборот одной аптечной сети может доходить до 300-400 млн. руб. в год, и это далеко не предел.
|