Кто крайним будет?
Похоже, что власти уже решили для себя этот вопрос. Крайним опять оказывается аптекарь. И вся аптечная розница. К такому выводу мы пришли, побывав 14 и 15 февраля на международной конференции "Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок", организованной компанией "Инфор-медиа" и газетой "Известия".
Мероприятие для фармацевтической общественности значимое и полезное. Когда еще соберутся вместе представители Минздрава и Росздравнадзора, дистрибьюторов и производителей, ассоциаций и отраслевой прессы. По списку 140 участников. Жалко только, что представителей непосредственно от аптек заметно не было. Как и заявленных первых лиц: заместителя министра и Р.У. Хабриева. Глашатаями воли их ведомств выступили соответственно Дмитрий Рейнхарт и Михаил Гетьман. Основной по времени и информационной насыщенности доклад сделал чиновник Минздрава. Это без всякой иронии. Читал он его, вольготно рассевшись за столом президиума, и настолько вышел за рамки регламента, что даже спровоцировал вышедшего следом к трибуне Гетьмана на замечание, что хуже выступать, чем сидя можно только лежа. Интересно, кошка пробежала между чиновниками лично или между их ведомствами?
Сразу хочется сказать, что, как бы мы к их высказываниям не относились, за само регулярное появление на публике и озвучивание информации - благодарны. Хочется верить, что это не просто форма личного паблисити, а проявление диалога власти и общественности. К сожалению, в той форме, как власть этот диалог понимает. Забросить информацию о принятом (sic!) решении выпустить очередное постановление и посмотреть на реакцию.
Реакция, соответственно, разная. В кулуарах конференции случайно влетела в уши фраза из беседы представителей власти и бизнеса: "Бизнесу все равно, какое решение будет, важно знать будет ли и когда, чтобы успеть подготовиться". Действительно, лучше знать заранее - к чему готовиться, жалко лишь, что безразлично к чему. Обидно за "наших", но имеем то, что имеем. И о такой позиции "старших братьев" тоже лучше знать загодя.
А вот младшим - не все равно. И реакция, надеемся, будет другая.
Чем же порадовала власть фармацевтов и провизоров в связи с грядущим вступлением России в ВТО, к чему проведение конференции и привязывалось? Содержание докладов пересказывать не будем. Делались они в модной форме презентаций слайдов на экран и "Инфор-медиа" на своем сайте слайдики уже выложила или выложит в ближайшее время. Самое интересное - это то, что говорили докладчики между картинками. Именно это позволило сложиться общему впечатлению, понять "камо грядеши".
Вот это чисто субъективное видение ситуации главным редактором мы и представляем вашему вниманию, коллеги.
Первое.
Благодаря неустанной заботе партии и правительства фармацевтический рынок бурно растет. Примерно на ту же сумму, в которую вылилась реализация программы ДЛО. Прогнозируется и дальнейший "большой скачок". Насколько вырос и вырос ли вообще рынок за вычетом денег, вброшенных в программу, понять оказалось затруднительно. Данные все больше в процентах чуть ли не к 1913 году. Отдельно по витаминам, отдельно по антибиотикам и т.д. Отдельно по производителям, отдельно по дистрибьюторам, отдельно по рознице. Вот только вычленить где там доля рынка нормального, а где "рынка" ДЛО не получается. Ключевых цифр не хватает.
При этом власть, признавая "отдельные ошибки", высоко оценивает результаты упомянутой программы и рассматривает ее как образец и зародыш, неотъемлемую составную часть грядущего "национального проекта" в сфере здравоохранения. ДЛО показывает, по какому пути пойдет его развитие и какую форму примет усиление государственного регулирования. "Аптека не торговое учреждение, а пункт реализации лекарственных средств" - повторил свое излюбленное кредо Дмитрий Рейнхарт. Тенденция к увеличению присутствия государства на рынке единодушно отмечалась всеми выступающими.
При этом государство стремится переложить часть своей социальной ответственности на общество, что прямо отметил заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития РФ. На кого и как эта ответственность перекладывается посредством регулирования цен - мы уже знаем. Это даже не обсуждалось. Из новых направлений и субъектов перекладывания - власти собираются ввести добровольно-принудительное лекарственное страхование работодателями своих сотрудников и чисто добровольное фармацевтическое страхование.
Государство надеется, по-видимому, что эти и др. подобные меры позволят расширить программу ДЛО на другие категории населения - беременных женщин, детей до 3 лет, и т.д. А также вернуть в программу отказавшихся от нее в 2005 году.
Пока же денег на программу начинает не хватать, о чем наш "Провизор" предупреждал еще пару месяцев назад. И даже задавал этот вопрос зам. руководителя Росздравнадзора Е.Тельновой. "Не волнуйтесь, денег хватит", - ответила в декабре лауреат нашей номинации "За верность профессии". Правда, мы предсказывали, что кризис наступит где-то в середине года, а прошло только полтора месяца. Но… Как всегда неожиданно для власти оказалось, что если в прошлом году один рецепт ДЛО в среднем обходился государству в 253 рубля, то по свежим данным за январь этого года - уже более 500.
Почувствуйте разницу!
И Минздрав почувствовал. И даже понял, кто во всем виноват. Врачи-вредители стали использовать ДЛО в своих личных лечебных целях и выписывать пациентам ЛЕКАРСТВЕННЫЕ средства без ограничений. Те, которые действительно лечат. По торговым наименованиям. А эт-т-то неправильно. Государству ущерб. Министерство готовит постановление о выписке ЛС в рамках ДЛО только по МНН. Поддержим индийские дженерики, производство Б.И. Шпигеля, и его поправки в закон о ЛС!
Выписка по торговым наименованиям будет допускаться в случаях индивидуальной непереносимости и нетипичного течения заболевания по решению врачебной комиссии ЛПУ. Представляем, какие туда возникнут очереди.
Резюме по первому пункту.
Программа ДЛО совершенно очевидно превратилась из вспомогательного инструмента большой программы монетизации льгот в самостоятельный проект их натурализации в рамках "Национального проекта" под патронажем, нет, при патернализме (это от латинского "патер" - отец семейства, включающего собственно родственников, клиентов и домашних рабов) государства.
При этом фармацевтический рынок растет и в ближайшее время рост продолжится. За счет госвливаний в части ДЛО и национального проекта. Игроками на этом рынке будут государство в лице чиновников, производители и крупнейшие дистрибьюторы. А розница - "пунктом реализации ЛС". И все они хорошо это понимают. Недаром, когда из зала прозвучал вопрос к одному из экспертов, говорившему о выигрыше рынка от ДЛО: "Если кто-то выиграл, то кто же проиграл?" последовал ответ: "Это цена за участие в ДЛО". А председательствовавший на данном заседании глава AIPM Сергей Бобошко прямо напомнил, что основную тяжесть программы вынесли на себе предоставившие кредиты производители и дистрибьюторы.
Кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Будет расти и госвлияние. На коммерческую составляющую рынка. То есть собственно на рынок. Его доля будет уменьшаться, а пропорционально с ней и объем.
Госаппарат же обеспечит себе политические дивиденды (хорошо, если только политические), проявляя заботу о все более широких слоях населения за счет рыночного сектора фармрынка. Как в дистрибуции, так и в рознице. Так наша власть видит осуществление принципа "Здоровый платит за больного".
За больного человека - согласны. За больной госаппарат - нет.
Второе.
Или первое с половиной. Поскольку речь пойдет опять о госрегулировании. Его усилении, углублении и расширении. Правда, немного в другом аспекте. Сертификации и регистрации. Сертификация в ближайшее время будет осуществляться не только в Москве, но и во всех субъектах Федерации. А вот отмены ее и замены на регистрацию - не будет. Как минимум, до начала 2009. И Постановление об этом уже готовится. Поскольку: по закону "О техническом регулировании" она должна осуществляться на основе "Технического регламента". А он еще не доработан. За что Дмитрий Рейнхарт сказал отдельное спасибо некоему институту, который тендер выиграл, деньги на разработку получил, а регламент не создал. А его еще через Думу провести надо. На это тоже год нужен.
В общем, вся жизнь впереди - готовься и жди.
Третье.
Россия очень хочет в ВТО. Ну, может не вся Россия, но те, кто имеет возможность и право говорить от ее имени - точно хотят. А некоторые страны, уже там состоящие, этого не хотят. Зачем им в их отрегулированном обществе приличных людей принимать хулигана. Который интеллектуальную собственность не уважает. Контрафактом и фальшаком, подделками всякого рода свободно торгует.
Однако, бороться с контрафактом в отдельно взятой стране бессмысленно. Он туда из других стран придет. Поэтому проблема решается в рамках Совета Европы в целом. Выступления от лица зарубежья двух милых дам: Агнесс Артиж, директора по качеству медицинских препаратов Европейской Фармакопеи и Сабины Вальцер - секретаря Частичного соглашения Совета Европы по противодействию появлению и обращению фальсифицированных ЛС Америки не открыли. В Европе те же проблемы, что и у нас. И решать их надо совместно. Задачу афористично охарактеризовал Александр Быков - менеджер по экономике здровоохранения ("Сервье" Россия) и по совместительству член Совета Европы по борьбе с контрафактом:
"Процесс с одной стороны нужен, с другой - необходим".
Если не обходим, то, стало быть, задача ясна: интеллектуальную собственность оберегать, авторские права тоже. Распространение контрафакта и иже с ним - пресечь. В том числе и в сфере фармацевтики. И наш Президент на одном из заседаний Совета безопасности дает министрам поручение соответствующие меры разработать и законодательство ужесточить - как сообщил присутствующим зам. начальника Управления организации госконтроля обращения медицинской продукции Росздравнадзора Александр Топорков.
До сих пор мы полностью согласны и борьбу с фальшивыми лекарствами полностью поддерживаем. Независимо от вступления в ВТО - это отдельная тема и последствия вступления заслуживают отдельного обсуждения.
Вот дальше - интереснее. Как благородная цель достигается. Кто и какие пути предлагает. Минздрав, о чем поведал тот же докладчик, разрабатывает предложения, по которым вводится уголовная ответственность за производство, хранение и продажу фальсификата. Эти предложения передаются в Госдуму, где три депутата вносят соответствующий законопроект о внесении изменений и дополнений. Редакция получила один из предварительных вариантов, и, после необходимых уточнений, его опубликует. В ближайшее время. Чтобы не было так, как свое время на съезде писателей: "Я Пастернака не читал, но роман его категорически осуждаю". Прочитаем. В юридических документах важно каждое слово. Каждая мелочь.
А вернее - именно они и важны.
Пока про идею в целом. И внимание к фальшивкам именно на фармрынке. Кто-то же обозначил его Президенту, как одну из сфер его преимущественного распространения. Хотя данные о его распространении очень противоречивы. Айдар Ишмухамедов, председатель совета директоров ГК "Ремедиум" сказал, открывая второй день работы конференции, что объем фальсификата на фармрынке составляет по разным данным от 0,5 -0,7% до 20-30% по данным некоторых экспертов. В абсолютных цифрах (по данным Топоркова) это выглядит так: в 2005 году изъято 48 наименований фальсифицированных ЛС 182 серий. Более 70% - импортные ЛС, меньше 30% - отечественные.
И вот тут у нас вопрос - если этот фальсификат пересекал границу, то проходил растаможивание. По очень сложной процедуре. С участием нескольких ведомств. С предоставлением образцов. Каждая партия. Прошел. Ведомства, специалисты… Искали и ничего не нашли. А потом пришла в аптеку проверка - и - пожалуйте бриться "…ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ АПТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ", - в соответствии с упомянутым законопроектом. Аптекарь, не специалист по фальшивкам будет виноват. За распространение фальсифицированных ЛС. А он-то, поверивший государственным органам, выдавшим соответствующие лицензии производителям и дистрибьюторам, сертифицировавшим эти препараты думал, что торгует нормальными лекарствами.
Конечно, можно сказать, что аптека должна догадываться, что если условия покупки очень хороши, то что-то тут не так. Но… Есть конкуренция производителей и дистрибьюторов, есть разные скидки и программы привлечения клиентов, есть ценовая политика, есть демпинг, в конце концов. Все это позволяет аптекам легально, подчеркиваем, легально выбирать поставку на самых выгодных условиях. Поставку сертифицированного государством товара от лицензированного этим же государством поставщика.
(Про случаи с отсутствием сертификации и лицензии не говорим. Тут обсуждать нечего. Карайте строго. Да и законов новых придумывать не надо. Надо неукоснительно исполнять существующие.)
Почему-то для других отраслей есть понятие добросовестного приобретателя. Если Вы законно купили ранее угнанную машину - к Вам претензий нет. Почему же для аптек все по-другому? Двойные стандарты? С применением которых извне к российскому государству оно так борется?
Видимо, это опять перекладывание части государственной ответственности на общественность. У кого нашли - того и накажем. А дальше - пускай он регрессные иски подает и ищет того, кто ему поставил и подставил. А тот - того, кто произвел. А аптекарь пока посидит.
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ ОТМЕНЯЕТСЯ!
На наш взгляд, учитывая всю важность проблемы защиты населения от фальшивок (С этим тоже надо отдельно разбираться: где речь идет о подделке лекарств, где о подделке товарных знаков, а где о мошенническом производстве плацебо и отравы, выдаваемых за лекарства.) поправки в закон можно было бы и принять. Дополнив эти "дополнения" одним словом. Характеризующим общественно опасные деяния, действие или бездействие, предусмотренные законом.
УМЫШЛЕННЫЕ.
И сразу все станет ясно. И все аптекари такой закон поддержат. Блюдя корпоративную чистоту. Еще и следствию помогут, пальцем тыкнут - вот он, тот чиновник, что лицензию давал и сертификат выписывал. Это он производство фальшивок прикрывает!
|