<< назад к списку
Блиц-история автомобильного бизнеса в России
Автомобильный бизнес России развивается несмотря на финансовый кризис 2009 года. Конечно темпы роста нашего автомобильного рынка не настолько велики, как например в Китае, но если учесть, что продажи в КНР и повышение ВВП это дело рук более чем миллиарда китайцев, то у нас всего населения менее 150 миллионов человек. Из которых за вычетом стариков и младенцев остается не так уж и много счастливых обладателей прав на вождение автомобиля.
А начиналось всё после распада государства с названием Советский Союз, когда часть населения, заработавшее первые трудовые и нетрудовые деньги поры начального капитализма получила возможность попробовать на себе все прелести передвижения на личном автомобиле. В том числе используя для этого те модели автомобилей, которые предназначались исконно для армейских перевозок (такие как УАЗы). Все они стали доступны массовому потребителю, причем в неограниченных количествах. Помимо этого, на рынок начали выходить марки автомобилей зарубежных производителей.
Поначалу имидж зарубежных автомобилей (в первую очередь Мерседеса и БМВ) создавался за счет криминала. На мерсах и бэхах ездили представители криминального мира, проще сказать — бандиты. А также будущие олигархи. Та же участь постигла и производителей джипов, прекрасно соответсвующих нашему бездорожью — Мицубиси Паджеро и Тойотовский Ланд Круизер также были в особой чести у немногочисленной прослойки людей в красных пиджаках и с золотыми цепями на шее. В течении всех 90-х годов оставалось именно такое отношение к данным брендам (по мнению большинства населения, в тот момент на них ездили «банкиры и бандиты»), чиновники в тот момент довольстовались черными Волгами. В своих немногочисленных интервью производители перечисленных выше иномарок все время пытались избавиться от «душка» криминала. Хотя со временем это все просто забылось. А тогда, после распада Союза, средства на покупку нового автомобиля были далеко не у всех, и большинство автомобилистов, да и бандитов помельче все-таки ездили на моделях отечественного автопрома. Из которых в песне тех лет воспета «вишневая девятка». Кто не понмит — речь шла о модели 2109 тольяттинского автокомбината.
Ну а в 1998 году как всем известно грянул дефолт ударивший по всем отраслям, в том числе и по автомобильной. В честь последствий того дефолта вышел в отставку и почил в бозе московский завод АЗЛК, производивший Москвичи и Алеко. Были попытки поднять умирающего старца с помощью французов (Рено), но старейший автозавод так и не оправился от удара. После дефолта потребовалось примерно от 3 до 5 лет для того, чтобы остальные автопроизводители смогли выйти на старый уровень производства. Впрочем, почему во множественном числе? Запорожец ушел в небытие, отойдя к Украине, а Ижевский завод никогда большой погоды не делал. Разве что в Набережных Челнах наряду с Камазом освоили выпуск малютки «Ока»...
До нашего времени на российском рынке определяющую роль играл и играет АвтоВАЗ. Но как видно, с течением времени, люди захотели иметь более качественные, но в месте с тем, доступные, практичные и безопасные автомобили.Помимо всего прочего, дизайн стал играть не последнюю роль при покупке автомобиля. Постепенно на рынке появились можели зарубежных автомобилей, сравнявшиеся по цене с тольяттинскими, и даже дешевле. С этого момента начался этап замещения — при выборе машины люди все чаще стали голосовать кошельком не в пользу отечественного автопрома.
Пару лет назад в Москву съезжались представители дилерских центров Европы. И выяснилось, что в Европе дилеры зарабатывают не столько на продажах новых автомобилей, сколько на сервисном обслуживании и программ трейд-ин (замене старого автомобиля на новый с доплатой), это откровение западных технологий постепенно сподвигло наших автодилеров всерье заняться автосервисами, постепенно ставшими вытеснять частников и сейчас у автодилеров действительно продажи новых автомобилей приносят примерно 5% от общего дохода. Поэтому последствия грянувшего в 2009 году мирового финансового кризиса на самом деле не так уж и затронули автомобильный бизнес дилеров и продавцов. Продажи автомобилей действительно сильно сократились, но того количества, которое они напрадовали, вполне достаточно, чтобы прожить на обслуживании. Не сильно упали доходы и других участников рынка автомобильного бизнеса — топливозаправочные комплексы (АЗС) далеко не пустуют, равно как и автошколы, страховые компании и прочие сегменты авторынка.
Постепенно Правительство перешло на китайские методы работы создавая выгодные условия для строительства сборочных предприятий в России. И также как строятся заводы, также они обрастают соседями-поставщиками материалов. Появились заводы ведущих мировых производителей электроники среди которых можно упомянуть только Bosch, дабы понять перспективы.
Правда всегда встречается и негатив. Например лицом автосалона являются его менеджеры. Если персонал подходит и предлагает какую-либо помощь или с удовольствием разъясняет ту или иную вещь, то и приобретать автомобиль становиться проще именно в этом месте. Подобные менеджеры нужны как самим дилерам, так и покупателям.
Что касается самих перспектив автомобильного бизнеса, то в настоящее время иностранные производители (в том числе с помощью заводов в Российской Федерации) активно вытесняют отечественных автопроизводителей. Если несколько лет назад на АвтоВАЗе собирали примерно около 900 тысяч автомобилей, то сейчас лишь значительно меньше. Периодически в СМИ появляются слухи о его предстоящем закрытии, но похоже это только слухи. Точно такие же тенденции происходят и в сенменте грузовых перевозок — открыв завод в России Volvo стало конкурировать с грузовиками из КАМАЗа и МАЗа, по российским законам теперь имеет право участовать в тедерах и поставках муниципальных и государственных госсзаказах. И та же самая песня, когда потребитель может выбрать известный бренд, «сделанный в Швеции, сделанный с умом», явно не в пользу отечественных производителей.
Зато это радует нас, потребителей. Именно такая конкуренция явно нужна нашим производителям, ведь именно она заставит собирать более качественные автомобили и предлагать их по более привлекательным ценам....
15.01.2010
|