<< назад к списку
Владельцы малого бизнеса в России верят в свое развитие, несмотря на кризис
В третьем квартале 2009 года ЗАО КБ «Ситибанк» и Российский микрофинансовый центр (РМЦ) провели исследование сегмента обеспеченных россиян-владельцев малого и среднего бизнеса в России. Целью исследования стало выявление взаимосвязи между личностными деловыми качествами владельцев и их бизнесом.
Впервые, помимо макроэкономических, регулятивных и социальных аспектов развития малого бизнеса в России, в центре исследования оказалась роль личности - владельца малого бизнеса. Что помогает ему быть успешным, невзирая на все сложности, где проходит грань между бизнесом и собственными финансами, как повлиял кризис на его работу и жизнь? Исследование делает попытку ответить на эти и многие другие вопросы и предлагает уникальную статистическую информацию как о потребительском сегменте владельцев, так и о секторе малого бизнеса в целом.
Основные выводы исследования:
- Женатые мужчины в возрасте 33-46 лет, с одним ребенком в семье, высшим экономическим образованием преобладают в социально-экономическом портрете российского бизнесмена.
- Женщины-предприниматели считают свой бизнес более успешным, чем мужчины (63% против 45%). И приходят в бизнес позже мужчин. Среди владельцев МСБ: половина мужчин - моложе 37 лет, в то время как половина женщин – старше 43 лет.
- «Семейный бизнес» в 2 раза успешнее, чем тот, где родственники не работают (62% против 36%). Приезжие из регионов более успешны в собственном бизнесе, чем москвичи и петербуржцы.
- 63% российского малого и среднего бизнеса (МСБ), в основном, управляется единолично, 69% малых и средних предприятий (МСП) ориентированы на местный рынок.
- 62% успешных на взгляд респондентов МСП имеют в качестве клиента «население», а 50% «власть».
- Каждый 5-й предприниматель не ощутил никакого влияния кризиса на бизнес. Половина владельцев МСБ считает свой бизнес успешным до и после кризиса. Сокращение спроса на продукцию почувствовали в основном предприниматели, работающие с иностранными компаниями из развитых стран (71%) и государственными структурами (64%).
- Обеспеченные россияне–владельцы МСБ предпочитают оплачивать покупки наличными. Они используют кредитные карты для крупных приобретений.
- Обеспеченные россияне-предприниматели, инвестируя в финансовые инструменты, придерживаются модели поведения своих Азиатских и Западноевропейских коллег. Они предпочитают активно участвовать в управлении своим портфелем. Обеспеченные россияне-предприниматели чаще покупают предметы роскоши и поддерживают более высокий уровень жизни, чем обеспеченные россияне - топ менеджеры.
- Обеспеченные россияне-предприниматели в два раза реже размещают депозиты и инвестируют в локальные фонды, чем обеспеченные россияне - топ менеджеры. Средняя сумма их депозита на 12% меньше, чем у обеспеченных россиян - топ менеджеров.
- Посткризисное развитие. Исходя из прогноза динамики ВВП на 2009 -2011 годы, по итогам 2009 года количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократится на 3%. Но уже в 2010 году ожидается начало роста количества компаний малого и среднего бизнеса. Ожидается, что в 2011 году рост числа занятых составит 12 521 тыс. работников. В 2009 году ожидается снижение объема капитальных затрат (CAPEX = инвестиции в приобретение и модернизацию физических активов, в строительство и т. п.) на 18%, восстановление до прежнего уровня произойдет после 2010 года и составит в 2010 году 508 млн рублей.
Оценивая результаты исследования, Михаил Мамута, Президент Российского микрофинансового центра, сказал: «Несмотря на кризис, примерно половина владельцев бизнеса сохраняют оптимизм и планируют рост уже в 2010 году. Это очень важно, так как в современной экономике ожидания предпринимателей и потребителей являются фактором, объективно влияющем на темпы экономического развития. Наше исследование также анализирует, почему одни предприниматели добиваются большего успеха, чем другие, в равных экономических условиях. Представляется, что эти рекомендации окажутся полезными для начинающих предпринимателей, особенно молодежи».
Вероника Жукова, Руководитель управления по работе с состоятельными клиентами Citigold ЗАО КБ «Ситибанк», сказала: «Это уже вторая работа Ситибанка в серии публикаций о роли сегмента обеспеченных людей в экономике России. Сегмент малого и среднего бизнеса имеет огромный потенциал развития и предоставляет владельцам МСБ широчайшие возможности для формирования личного капитала. Исследование показало, что в кризис предприниматели стали больше продумывать свои расходы и повели себя как ответственные экономические агенты».
Сергей Коротков, Руководитель управления по работе с малым и средним бизнесом, ЗАО КБ «Ситибанк», отметил: «Компании малого и среднего бизнеса имеют несомненное преимущество: они способны оперативно реагировать на изменение условий бизнеса. Это не значит, что им легче в условиях кризиса, но они более конкурентоспособны и демонстрируют большую гибкость, а также обладают большим иммунитетом к негативным рыночным тенденциям. Это подтверждается как исследованиями, так и глобальным опытом работы Citi в этом сегменте по всему миру».
09.12.2009
|